Оригинал можно скачать Здесь!

 

 

 

Поэтессы 60-х годов ХХ века библиографический обзор

«Исповедальность строк»

 

 

 

г. Усть-Лабинск

2022 г.

____________________________________________________________

 

ББК 83.3(2Рос=Рус)6

     И 88

«Исповедальность строк»: поэтесы 60-х годов ХХ века : библиографический обзор / МБУК «ЦРБ МО Усть-Лабинский район; [сост. Н.Ф. Горивенко]. – Усть-Лабинск, 2022. – 32 с.

     Пособие посвящено русским поэтессам 60-х годов ХХ века Б. Ахмадулиной, Р. Казаковой и Ю. Мориц. Издание содержит биографический очерк, информацию о произведениях поэтесс и  публикациях, о  жизни и творчестве.

     Издание адресовано преподавателям, студентам, библиотекарям, а также всем, кто интересуется творчеством русских поэтесс.

ББК 83.3(2Рос=Рус)6      

                                                                И 88

©Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная районная библиотека муниципального образования Усть-Лабинский район» . 2022

Содержание

  1. Вступление 4
  2. Белла Ахмадулина 5
  3. Римма Казакова 13
  4. Юнна Мориц 21
  5. Список литературы 29

  

Вступление

Шестидесятые годы 20 века – это время подъема российской поэзии. Наконец наступила оттепель, были сняты многие запреты и авторы смогли открыто, не боясь репрессий и изгнаний, выражать свое мнение. Сборники стихов стали выходить настолько часто, что, пожалуй, такого “издательского бума” в области поэзии не было никогда ни до, ни после.

Первые годы “оттепели” стали настоящим “поэтическим бумом”. Поэты открыто выходили на улицу и читали свои стихи. К периоду 1960-х гг. можно отнести замечательную поэтессу Беллу Ахмадулину, она же является одной из наиболее ярких представителей среди поэтов-женщин вообще. Поэзия для Ахмадулиной – это встреча внутреннего мира с миром традиционным, с миром новых предметов (магнитофон, самолёт и др.). Даже самые маленькие мелочи играют для нее и её поэзии огромную роль, они служат импульсом поэзии. Динамика, а не статика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу её поэзия была необычна для того времени, но потом она стала эпичнее и проще.

Важной темой в творчестве шестидесятников стал трудный путь человека из разночинной среды к знаниям, его самоутверждение в обществе. Словом, «шестидесятники» традиционно обозначается поколение деятелей русской культуры, представляющих почти все виды художественного творчества. Самое замечательное в них – утверждение личности, чьи качества не сводимы к выполнению общественного долга или, тем более, к трудовым подвигам.

«Шестидесятники» в отличие от культа вождя, руководителя, героя утверждали своеобразный культ «простого человека». Почти все поэты «шестидесятники» стремились к жанровому разнообразию в своем творчестве и подобно своим далеким предшественникам писали лирические стихи, поэмы, повести и романы. Огромное влияние на мировоззрение шестидесятников оказала ВОВ. Столкновение с жизнью и смертью, с массой реальных людей и настоящей жизнью страны, требовало формировать собственное мнение. Шестидесятники в действительности — люди разных поколений, разных воззрений и мировоззрений, разных культурных миров.

 

Белла Ахмадулина

Белла Ахмадулина – советская, российская поэтесса, писательница и переводчица. Литературоведы справедливо называют ее крупнейшим лириком XX века. Произведения этой поэтессы резко отличались от творчества современников своей камерностью, вниманием к внутреннему миру человека. Белла Ахатовна всегда отличалась смелой гражданской позицией и принципиальностью.

ДЕТСТВО

Изабелла Ахмадулина родилась в Москве 10 апреля 1937 года. Ее родители были интеллигентными и состоятельными людьми. Отец будущей поэтессы, Ахат Валеевич, до войны был комсомольским, затем партийным работником. Он был фронтовиком, дослужился до майора, впоследствии работал в должности замминистра таможенного комитета. Мама девочки, Надежда Макарова Лазарева, была переводчицей в КГБ, ее звание – майор.

Большую роль в жизни девочки сыграла бабушка, Надежда Митрофановна. Именно она подобрала для своей внучки такое звучное, красивое, необычное имя. В 30-е годы прошлого века в Советском Союзе очень трепетно относились к Испании, наша страна помогала ей в борьбе с фашизмом. Все, что было связано с Испанией, в те годы было очень популярным, в том числе и имена. Мама девочки подыскивала красивое испанское имя для новорожденной дочки. Бабушка дала ценный совет, предложила назвать малышку Изабеллой. Когда девочка стала постарше, она вполне оценила бабушкины старания, но слегка подкорректировала имя, которое казалось ей слишком длинным.

В этой красивой черноглазой девочке была смешана кровь многих национальностей – татарской, русской, итальянской. Ее родители много работали, девочка оставалась с Надеждой Митрофановной. Бабушка учила внучку читать, привила ей любовь к русской классической литературе. Когда началась война, Ахат Валеевич отправился защищать родину. Оставаться в Москве было опасно, 4-летнюю Беллу отвезли в Казань, где жила ее вторая бабушка. В этом городе девочка сильно заболела, была на грани гибели, и только своевременно приехавшая мама смогла поставить ее на ноги.

После войны Белла с мамой возвращаются в Москву. Она стала ходить в школу, но большим прилежанием не отличалась, пропускала уроки. Из школьных предметов ее интересовала только литература. Она была очень начитанной по сравнению со своими сверстниками, с раннего возраста писала без грамматических ошибок.

Первые стихи юная поэтесса пишет уже в школьные годы. К 15-летнему ее стиль невозможно было не узнать. В 18 лет ее стихи опубликовали в журнале «Октябрь». Но произведения Ахмадулиной нравились далеко не всем. Уже через два года в газете «Комсомольская правда» появилась статья, где поэтессу упрекали за манерность, старомодность, которые не соответствовали оптимизму хрущевской оттепели.

ТВОРЧЕСТВО

Еще во время учебы в школе Белла стала посещать занятия московского Литобъединения. Она хотела быть поэтессой, писательницей и упорно готовила себя к этому поприщу. Но родители отговаривали Беллу, они предложили ей альтернативный путь – журналистику. После долгих раздумий девушка согласилась с ними, и решила поступать в МГУ на факультет журналистики. Но вступительные экзамены она провалила. Нужно было устраиваться на работу. Так Белла, по желанию родителей, стала сотрудницей газеты «Метростроевец». Она публиковала в этой газете свои статьи и стихотворения.

Через год девушка поступила в Литературный институт. Радости не было предела, наконец-то сбылась ее заветная мечта. Однако учеба в этом ВУЗе закончилась довольно быстро.

В 1959 году в советском союзе разразился скандал, связанный с присуждением нобелевской премии борису пастернаку. Студентов в принудительном порядке заставляли подписывать петицию с осуждением «изменника». Принципиальная ахмадулина, высоко ценившая творчество пастернака, отказалась поставить свою подпись. За это ее исключили из института.

Белла уехала в Сибирь, где ей удалось устроиться внештатным корреспондентом иркутской «Литературной газеты». Главный редактор очень скоро понял, что к ним на работу пришла очень талантливая поэтесса. Он сделал все возможное, чтобы Ахмадулину восстановили в Литературном институте. Поэтесса окончила ВУЗ в 1960 году, здесь она училась отлично.

Творческая биография молодой поэтессы развивалась очень быстро. Через два года после окончания института выходит «Струна», ее первый сборник стихов. Ее талант сразу отметили признанные мэтры – Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко. На творческих вечерах этих поэтов стал появляться и Ахмадулина. Она читала свои стихи в особой, свойственной лишь ей манере.

Даже на фотографиях можно заметить, насколько поэтессу увлекает процесс работы с залом. Беллу охватывало настоящее вдохновение, ее легкие воздушные стихи, исполненные глубокого смысла, проникали в душу. Ее слушали, затаив дыхание. Критики у поэтессы тоже были, они упрекали Беллу за напыщенный, старомодный слог и камерность. Но она уже привыкла к подобным упрекам и не слишком обращала на них внимание.

Во Франкфурте, в 1968 году, выходит «Озноб», второй сборник стихов Ахмадулиной. Примерно через год появляется еще одна книга, под названием «Уроки музыки». Говорят, что рифмованные строчки поэтам диктуют высшие силы. Эти высшие силы очень старались для Беллы Ахмадулиной, она едва успевала записывать рифмы. Но все это не более, чем шутка, настоящий поэт – истинный трудоголик, не знающий покоя. Такой была и Белла Ахатовна, она работала много и с надрывом, ей важно было подобрать самые точные слова, выстроить их в стройные колонны.

Стихи Ахмадулиной кажутся такими легкими, невесомыми, но за каждой ее строчкой стоит огромный труд. Именно поэтому ее произведения читаются на одном дыхании. Ее следующие сборники «Метель», «Стихи», «Свеча» выходили один за другим. Огромное впечатление на поэтессу оказала поездка в Грузию. Беллу поразила эта древняя страна, ее великая культура, а Грузию удивила сама Ахмадулина, она покорила ее жителей своей восточной красотой и необычными стихами. Эта любовь стала обоюдной. Вскоре поэтесса публикует свой новый сборник «Сны о Грузии».

Белла Ахмадулина — Сны о Грузии

Сны о Грузии — вот радость!

И под утро так чиста

виноградовая сладость,

осенявшая уста.

Ни о чем я не жалею,

ничего я не хочу —

в золотом Свети-Цховели

ставлю бедную свечу.

малым камушкам во Мцхета

воздаю хвалу и честь.

Господи, пусть будет это

вечно так, как ныне есть.

Пусть всегда мне будут в новость

и колдуют надо мной

милой родины суровость,

неясность родины чужой.

Она стала заниматься переводами произведений грузинских поэтов на русский язык. Многие стихи Симона Чиковани, Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили мы читали в переводе Ахмадулиной. Журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения поэтессы даже в тот период, когда в СССР на них были идеологические запреты.

Ахмадулина прославилась и как автор талантливых эссе о поэтах и писателях. Со многими выдающимися литераторами того периода она была знакома лично. Она писала о Владимире Высоцком, Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Вениамине Ерофееве, Марине Цветаевой.

Белла Ахатовна всегда отличалась свободомыслием. В 1979 году она, вместе со своими единомышленниками, становится основательницей «Метрополя». Так назывался неподцензурный альманах. Поэтесса открыто поддерживала некоторых советских диссидентов – Андрея Сахарова, Владимира Войновича, Льва Копелева. Заявления Ахмадулиной, направленные на защиту этих людей, были опубликованы в «Нью-Йорк-Таймс». Они были зачитаны по «Радио Свобода», «Голосу Америки».

Поэтесса подписала и «Письмо сорока двух» в 1993 году. Его авторы требовали от президента запрещения всех видов коммунистических и националистических партий. Под письмом в защиту канала НТВ (2001 год) тоже стоит подпись Ахмадулиной.

ФИЛЬМЫ

Белла Ахатовна проявила себя и как талантливая актриса. Она снималась в двух кинокартинах – «Живет такой парень», «Спорт, спорт, спорт». В первом фильме, сценаристом и режиссером которого стал легендарный Василий Шукшин, ей досталась роль журналистки. Все мы помним юную красавицу, которая берет интервью у водителя, совершившего героический поступок. Эта лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. Во втором фильме Белле даже не пришлось играть роль, она была поэтессой, читающей свои стихи о спортсменах и спорте.

Зато стихи и песни на стихи этой поэтессы появляются в фильмах с завидной регулярностью. Стоит только вспомнить замечательные фильмы Эльдара Рязанова, который и сам был большим поэтом, и умел ценить настоящую поэзию. В его «Иронии судьбы…» Алла Пугачева проникновенно исполнила песню «По улице моей который год…». Героиня «Жестокого романса» спела «А напоследок я скажу…», в «Служебном романе» мы слышим стихотворение «О, мой застенчивый герой».

Ие Саввиной очень нравился стиль декламации Ахмадулиной. Она взяла его за образец при озвучивании Пятачка в мультике о Винни-Пухе. Поэтесса с тонким юмором поблагодарила актрису за «подложенную свинью».

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

В 18 лет поэтесса выходит замуж за Евгения Евтушенко, но через три года брак распался. В 22 года она стала женой знаменитого прозаика Юрия Нагибина. Через девять лет последовал развод, потому что Белла была неверна своему супругу.

Еще до развода с Юрием Ахмадулина удочерила девочку, взяв ее из детского дома. Аня получила отчество от Нагибина.

После этого был гражданский брак с Эльдаром Кулиевым, сыном известного писателя. У Беллы родилась дочь Лиза, но их союз распался. В 1974 году поэтесса выходит замуж в третий раз за театрального художника, сценографа Бориса Мессерера. Ее дочерей воспитывала мама и домработница.

СМЕРТЬ

 В последние годы у Беллы Ахатовны было очень плохое зрение, и оно продолжало падать. Женщина двигалась наощупь. В ноябре 2010 года она умерла от сердечного приступа.

Все это произошло в машине «Скорой помощи», врачи не успели довезти поэтессу до стационара. Прах великой поэтессы покоится на Новодевичьем кладбище.

Римма Казакова

Римма Фёдоровна Казакова — советская поэтесса, является автором известных песен периода советских времён, так же её произведения были популярны и в 1990-х годах,переводчица.

При рождении будущей поэтессе родители дали имя Рэмо, которое означало «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». Когда девушке исполнилось 20 лет она решила сменить его, на более звучное и понятное имя Римма.

ДЕТСТВО

Родилась Римма Федоровна в Крыму, в городе Севастополь, в январе, 1932 года, в семье военнослужащего. Её отец Фёдор Лазаревич был военным офицером, а мама Софья Александровна работала секретарём-машинисткой.

Детство поэтессы прошло в Беларуси. Затем семья перебирается в Ленинград. В городе на Неве Римма оканчивает школу. Во время войны их эвакуируют в Удмуртскую АССР, в город Глазов. Именно туда было переведено Ленинградское пехотное училище, в котором работала её мать. По окончании войны, семья вернулась домой, и Римма поступает в Ленинградский университет на исторический факультет. После окончания учёбы её распределяют на работу на Дальний Восток.

Тогда и возникло у неё желание сменить своё имя. Позднее Римма Фёдоровна признавалась, что её родители были ярыми коммунистами, и по молодости посчитали, что аббревиатура Рэмо отличное имя для ребёнка. Но получив распределение будущая поэтесса не могла себе представить, что в российской глубинке её будущие ученики примут своего учителя истории с таким непонятным именем. И девушка отправилась в ЗАГС.

Сотрудники Загса очень удивились желанию молодой особы сменить такое «революционное» и звучное имя. Но Казакова была решительна. Она заявила, что это не человеческое имя, а аббревиатура, созвучная, например, с ВЦСПС. Но всё же она смогла убедить патриотичных сотрудников сменить имя и стала Риммой Казаковой.

НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ

Местом её работы стал Хабаровск, в котором она прожила семь лет. Свою трудовую деятельность Римма Фёдоровна начала в должности лектора в Доме офицеров. Позднее она занимала должность редактора в одной из Дальневосточных киностудий, работала в газете.

Её творческий путь так же начался на Дальнем Востоке. Первые стихотворения были опубликованы в 1955 году. Их можно причислить к поколению шестидесятников, к которым относили и Евтушенко, и Окуджаву, Вознесенского, Рождественского и Ахмадулину. В 1958 году выходит первая книга с её стихотворениями, под названием «Встретимся на Востоке».

Суровый климат Хабаровского края только давал ей больше вдохновения, и поистине стал местом, где поэтесса открыла и познала себя, как творческую личность. Её частые поездки по регионам и общение с открытыми и трудолюбивыми людьми, проживающими в трудных климатических условиях, давали молодой поэтессе много «пищи» для размышления, которая потом ложилось на бумагу в стихотворной форме. Благодаря её воображению и удивительному миропониманию рождались уникальные стихотворения.

Свою профессию историка Римма Фёдоровна очень любила, но всё же тяга к поэзии оказалась сильнее. Она со временем стала понимать, что её жизненный путь — это творчество. Поэзия заняла основное место в её жизни. В 1959 году после выхода в свет её первого сборника она становится членом Союза писателей СССР.

УСПЕХ И ПРИЗНАНИЕ

Римма Фёдоровна понимала, для будущего успеха на выбранном ею поприще ей не хватает знаний. И она поступает на курсы, которые были при Союзе писателей. Там обучали начинающих литераторов. В 1964 году Римма Казакова блистательно их оканчивает.

С 1965 года Римма Фёдоровна стала значительно чаще публиковаться. Её стихотворения зачастую перекладывали на музыку, и вся страна полюбила эти песни. Многие поклонники Александра Серова и не знают, что его самые известные песни «Ты меня любишь» и «Мадонна» Игорь Крутой написал на стихи Риммы Казаковой.

Так же она занималась переводами. В 1976 году Казакова получает назначение секретаря правления Союза писателей, а через год она вступает в ряды КПСС. Должность секретаря сохранялась за ней вплоть до 1981 года. В 1993 году она подписалась под петицией, которая в последствии имела название «Письмо сорока двух», в ней были призывы расправиться с защитниками Белого дома.

В 1999 году она первый секретарь Союза писателей Москвы, эту должность Римма Фёдоровна занимала до конца своей жизни. В 2000 году она активно поддерживала действия и политику Путина, которую он проводил в Чечне.

ЛИРИКА

Римма Фёдоровна занималась активной деятельностью в Союзе писателей. Для своей работы ей пришлось перебраться в столицу. Но по признанию самой поэтессы, застать её дома было практически невозможно. Её движущей силой стало общение с новыми людьми и знакомство с новыми местами, где она ещё не была. Дороги и дух русского человека по-настоящему только и могли её вдохновить на написание своих произведений.

Путешествия по стране как правило заканчивались написанием очередного шедевра. В те времена она написала: «Из кубинского дневника», «Митинг в тропиках», «Токио», «Прибалтика», «Карловы Вары», «Под чужими небесами» и ещё многие другие стихотворения. В них она делится со своими читателями о местах где ей пришлось побывать, и главное о людях, с которыми ей довелось познакомиться. Она рассказывает о их жизни и быте, переживаниях и радостях. Знакомит нас с далёкими городами, и их удивительной жизнью.

Но особое место в творчестве Риммы Казаковой всё же занимает тема любви и дружбы, предательства и верности. Поэтесса сама была честным и открытым человеком, и ей с какой-то неземной лёгкостью удавалось рассказать в своих стихотворениях и «вечных темах» взаимоотношения мужчины и женщины. Её стихи пронизаны добром и чувственностью. Не важно про что она нам хочет рассказать, про любовь матери к сыну, или любовь к родине, в её произведениях это всегда звучит гармонично и пронзительно.

Её стихотворения наполнены интересными метафорами, удивляет богатый лексикон. Они напевны и красивы, многие пропитаны грустью. Это конечно произведения о войне, которую поэтесса пережила в детстве, но которая оставила неизгладимый след в её душе. Римма Фёдоровна никогда не занималась в своём творчестве пропагандой, избегала пафосных выражений, тщательно подбирая каждое слово к рифме.

В 1990-х годах Казакова, как и вся страна была обеспокоена обстановкой и социальным положением населения. Она как зеркальное отражение того времени. Тогда же появляется её сборник «Наугад», в котором она знакомит своих читателей со своим мнением о современной жизни и об обществе, которое сформировалось. Её беспокоят настроения, которые появляются в стране, и идеи, которые стали витать в народе.

Сложное время распада СССР, конечно отразилось и в её произведениях. Теперь можно увидеть даже немного резковатый тон, который появился в написанных стихотворениях того время. Но именно так Римма Казакова видела всё происходящее в стране, и передавала своему читателю.

Назвать Римму Фёдоровну идейной коммунисткой всё же нельзя, хотя в её поэзии и есть произведения на социальные темы. «Мы молоды», «Люби меня застенчиво», «Ненаглядный мой», «Помпея», «Я – остров…» — вот названия лишь немногих из таких стихотворений.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Её поэзия отражала реалии перестройки и распада Союза, это своеобразный отклик на события того времени. Но не только творчество занимало поэтессу, она была организатором Дней литературы разных национальностей. Устраивала Пушкинские праздники поэзии, организовывала творческие поэтические вечера. Собирала и читала лекции молодым начинающим литераторам.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Счастливой личную жизнь знаменитой поэтессы назвать трудно. Первым мужем Риммы Фёдоровны стал Георгий Радов, который был писателем-публицистом. У них родился сын Егор, но даже с появлением в семье ребёнка семейная жизнь у молодых людей не наладилась. Муж часто стал выпивать, к тому же мог и «распустить» руки. Пьяные дебоши дома стали обычным делом. И вскоре супруги развелись.

Позднее Римма Фёдоровна встретила молодого человека, его звали Заев Валерий Игоревич. Его профессия никак не связанна с творчеством, он врач-стоматолог. Вскоре они поженились. Детей у пары не было, но довольно продолжительное время супруги жили вполне счастливо. Будучи намного моложе её, Валерий стал изменять жене, и как следствие брак распался.

Повстречать своего единственного и любимого человека Римме Фёдоровне так и не удалось. Но на этом её беда не закончилась. Её единственный сын пристрастился к наркотикам. Он женится на рок-певице Анне Герасимовой, и молодые люди на пару ведут «весёлую» жизнь. В 1982 году у них родился сын Алексей, повзрослев он стал социологом.  Но в 1986 году пара распалась. Анна всегда о своей свекрови говорила только хорошо, она и её сын Леша до последних дней общались с Казаковой, и очень горевали о её смерти.

Пережить тяжелые периоды жизни Римме Фёдоровне помогали многочисленные друзья. В число близких людей входила её подруга поэтесса Белла Ахмадулина. Совместными усилиями Казаковой помогли справится с трудностями. Известно, что у знаменитой поэтессы есть ещё и внучка Мария, которая родилась в 1991 году, и что её мать покончила с собой, когда девочке исполнилось 8 лет.

Позднее Римма Фёдоровна и интервью говорила, что с сыном всё в порядке, что им удалось победить недуг. Сегодня Егор Радов писатель-новатор, работает в стиле постмодернистской и психоделической прозе.

СМЕРТЬ

19 мая 2008 года Риммы Фёдоровны Казаковой не стало. Она умерла на 77 году жизни, от сердечной недостаточности, находясь в санатории. Её похоронили на Ваганьковском кладбище.

Римма Казакова была не единожды отмечена наградами и званиями за своё творчество и общественную деятельность: ордена Кирилла и Мефодия первой степени, ордена Дружбы народов, Трудового Красного знамени и др.

 

Юнна Мориц

Юнна Мориц – поэтесса, переводчик, автор сценариев и поэтических книг. Награждена орденом «Знак Почета» в 1987 году и многочисленными отечественными премиями.

Свой первый стих Юнна Мориц написала в четыре года, и с тех пор не растратила своего дара видеть окружающее глазами детей. Ее стихи учат дружить, любить природу, творить добро. Это особенно актуально в наши дни, когда персонажи детской литературы становятся все более странными и вызывают недоумение родителей. Сложно подсчитать, сколько поколений выросло на ее детских песенках – «Крошка Енот», «Собака бывает кусачей», «Ёжик резиновый», «Большой секрет для маленькой компании», «Земляничный дождик». Сказочный мир поэтессы не оставляет равнодушных – ее поэзию читают и взрослые и дети.

ДЕТСТВО

Юнна Мориц родом с Украины. Она родилась 2 июня 1937 года в Киеве, в еврейской семье Пинхуса Морица, инженера транспортных коммуникаций. Мама девочки в свое время окончила гимназию, попробовала свои силы в нескольких профессиях. Она была преподавателем французского языка и математики, потом устроилась медсестрой.

Детские годы будущей поэтессы нельзя назвать счастливыми. Семья из четырех человек занимала маленькую комнатушку, где не было места даже для самого необходимого. Для Юнны и ее сестренки даже не ставили кровать, во-первых, ее некуда было ставить, во-вторых, ее просто не было.

В 1937 году сталинские репрессии достигли своего апогея, не обошли они стороной и семью Мориц. Отец был арестован в результате доноса, несколько месяцев его пытали, но доказать вину не смогли, и отпустили. Это заключение плохо сказалось на его здоровье, зрение начало падать катастрофически.

В начале войны Морицы эвакуировались на Южный Урал, в Челябинск. Юнне исполнилось 4 годика, когда она представила родителям свое первое сочинение – смешной стишок про ослика, съевшего свою таблетку. После того, как Киев освободили от фашистов, они вернулись в родной город. Девочка пошла в первый класс. Школьный аттестат она получила в 1954-м, и в том же году стала студенткой филологического факультета Киевского университета. Юнна поступила на заочное отделение, так больше времени оставалось на творчество. Ей дали комнату в общежитии вуза, чему она была несказанно рада после тесноты родительского дома.

В То Время Ее Поэзию Уже Публиковали В Газете «Советская Украина». Мориц Проучилась Только Год, А Потом Решила Переселиться В Москву И Продолжить Обучение В Столичном Литературном Институте.

Талантливую поэтессу приняли на отделение поэзии, и она продолжила свою творческую биографию. В 1957-м Юнна выпускает свой первый сборник стихов под названием «Разговор о счастье». Она должна была сама обеспечивать себя, поэтому просится на работу в типографию. Ее взяли на должность корректора, работала она ночью, и эта привычка трудиться, когда все отдыхают, осталась у нее до сих пор.

Юнна всегда отличалась активной жизненной позицией, ее интересы распространялись на разные отрасли. По этой причине она оказалась на ледоколе «Седов», который следовал в Арктику. Она увидела много нового и необычного, познакомилась с летчиками, моряками, полярниками, которые работали в очень сложных условиях Крайнего Севера. Ее так поразило увиденное, что поэтесса немедленно отразила его в своих стихах.

Ее стихи отличались остротой, касались серьезных тем, и в 1957-м она чуть не поплатилась за них. Руководство вуза решило исключить студентку из института, как распространителя нездоровых настроений. Но она все же сумела задержаться в стенах этого учебного заведения, и в 1961 году получить диплом. После экспедиции в Арктику Мориц свои впечатления от поездки выплескивает в небольшом сборнике прозаических произведений – «Рассказы о чудесном».

ТВОРЧЕСТВО

Юнна выпускает свою первую книгу под названием «Мыс Желания», по аналогии с Новой Землей, которую поэтесса посетила еще в студенческие годы. Эта книга вышла при активной помощи Н.Тихонова, сама Мориц с этим бы не справилась, потому что уже тогда ей инкриминировали антисоветскую пропаганду. Несмотря на публикацию, автор оказывается в «черных списках», и ее произведения запрещены в СССР. Ее стихи просто перестали публиковать, и длилось это на протяжении десяти лет. На свой страх и риск заведующий поэтическим отделом «Молодой гвардии» В.Цыбин  напечатал в этом журнале стих Мориц «Кулачный бой», и был уволен буквально на следующий день.

Юнна Мориц — Кулачный бой

Мне, узкоглазой и ширококостной,

Февральским утром в год бы високосный,

Когда по небу мечется заря

В тулупе красном, речью бы несносной

На Лобном месте мне б гневить царя

И крикнуть: – Царь! Ты много войска маешь,

Но ни черта в стихах не понимаешь,

Черства твоя порода и глуха…

Опричнина – жестокая затея,

Кровопролитье – до-о-о-лгая затея,

Опричник зря кровавый бой затеял

Со мной на понимание стиха.

Вот он впрягает шею, руки, плечи

В дилемму – не убить, так искалечить,

Но – не читать, не слышать, не видать,

Столкнуть с Земли, покончить с днём рожденья,

В то солнечное, яркое сплетенье

Строфы, – ногой, обутой в хром, поддать!

О, как всего, что с лёту не понятно,

Боятся те, кто носит крови пятна

На рукавах камзола!.. Вникни, царь.

Поэт – это священная корова,

И если государство нездорово,

Ты песню топором не отрицай!

Ведь кто бы смог из преданного войска

Смочить траву слюной такого свойства,

Чтоб ты глотал метафор молоко,

И мозг светлел и улыбалось тело?..

Я стóю плахи, но не в этом дело,

А дело в том, что царство – велико,

А в нём одним опричникам легко.

А топоры – не лёд, они не тают,

И головы, как яблоки, слетают

С мертвецким стуком с Лобного крыльца,

И мозг чернеет, истуканом – тело…

– Ты стоишь плахи!

– Царь, не в этом дело.

Казни меня, но государство в целом

Вполне достойно лучшего конца!..

Даже в запретах поэтесса сумела найти положительный момент. В эти годы она начала писать для детей, ее печатали в журнале «Огонек» в рубрике «Для младших братьев и сестер». Именно тогда из-под ее пера выходят замечательные строчки, где главные герои – резиновый ежик, пузатый чайник, бегающий пони, понравились миллионам советских детишек. Всего поэтесса выпустила для детей 8 книг, причем на вопрос, для какой возрастной категории она так старается. Юнна неизменно отвечала, что от нуля до 500 лет.

В 1970 году Мориц издает свое второе детище – книгу «Лоза». Туда вошли все наблюдения поэтессы в повседневной жизни, воспоминания о прошедшей войне, зарисовки городской жизни. Стихи получились резкими и суровыми, но сквозь них явно прослеживается чувственность и ранимость автора.

РАСЦВЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В годы творческого расцвета Мориц стала автором 8-ми сборников лирики, среди которых самыми заметными стали «При свете жизни», «Избранное», «Суровой нитью», «Синий огонь», «Третий глаз». Поэзия Юнны содержит точные рифмы, метафоры, автор отбрасывает браваду и излишний пафос. Ее герои – темпераментные, категоричные, бескомпромиссные.

Мориц не печатали 10 лет, начиная с 1990-го до начала нового века не вышло ни одной книги автора. Зато потом поклонники поэтессы смогли насладиться чтением сборников поэзий «Лицо» и «Таким образом». На страницах есть ее авторские рисунки. В 2005-м Юнна выпускает еще одну книгу – «По закону – привет почтальону».

Этот сборник – своеобразное обращение к читателям, которые дорожат человеческим достоинством и считают его превыше всего. Мориц много времени отдает переводам, среди которых особое внимание уделяет своим любимым зарубежным поэтам – Р. Гамзатову, О. Уайльду, К. Кавафису, Ф. Гарсиа Лорке, С. Вельхео.

В 90-х поэтесса начала пристально заниматься политикой. Она участвовала в радикально-демократических движениях, давала оценку текущим событиям в стране, выступала на радиостанции «свобода».

Поэтесса получила множество престижных наград. В ее копилке есть премии им. Сахарова, «Золотая роза», «Триумф», Международной книжной ярмарки.

Мориц жила в эпоху Эфроса, Высоцкого, Самойлова, Берковского, Ахмадуллиной, Вознесенского, Товстоногова, Любимова, Райкина. С кем-то из них она не была знакома, с кем-то встречалась по жизни.

Юнна никогда не считала себя диссидентом или разоблачителем общественного строя. Сама себя называла «чистый поэт», которому чужды компромиссы. Она говорила, что ее учителя – Т. Манн, А. Платонов, Гомер, Пушкин, поэты «серебряного века». В людях она ценит чувство собственного достоинства. Сама поэтесса не привыкла раболепствовать, она говорит открыто все, что думает.

Бомбежки Сербии в 1999 году отозвались в ее душе неизгладимой болью. Юнна написала по этому поводу новую поэму, которую назвала «Звезда сербости», в которой есть такая строчка: «Война уже идет/ Не с сербами, а с нами».

Такой же позиции поэтесса придерживается и в отношении конфликта с Украиной. Себя она характеризует, как противоядие «русофобской отравы». Мориц на протяжении 10-ти лет не приезжала в родную Украину, и понимает, что в ближайшем будущем этой возможности у нее не будет. По этому поводу она пишет стих «Другая Украина», в котором ностальгия по прошлой Украине, такой близкой и понятной ее сердцу.

В 2016 году на своей странице в Фейсбук Морис выложила собственное эссе, в котором затрагивается тема убийства на Донбассе российских представителей СМИ и личность Надежды Савченко, которую обвинили в этом преступлении. После этого ее страница была заблокирована, и никто не назвал причины такого решения.

Несмотря на почтенный возраст, поэтесса пребывает в прекрасной форме, она сумела сохранить нестареющую душу. Продолжает заниматься сочинительством «неклассических» стихов, которым присваивает своеобразные названия – «Куль минации (мгновеники)», «Листопадло», «Найухоемские сигналы».

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Не только ее творческая биография может похвастаться насыщенностью событиями, не менее интересной была и личная жизнь поэтессы. Она пыталась устроить свою судьбу три раза. Первый раз Юнна сочеталась браком в 60-х, тогда она пошла в ЗАГС с поэтом и переводчиком с эстонского языка Леоном Тоомом. В 1969-м он трагически погибает – выпадает из окна. После этого Юнна жила с писателем Ю. Щегловым (Варшавером).

Третий раз Мориц вышла замуж за поэта Юрия Васильева, который печатался под литературным псевдонимом Голицын. В этом браке в 1971 году она родила своего единственного сына Дмитрия Глинского-Васильева. Он учился на филфаке МГУ, потом стал создателем Русскоязычного общественного совета в Манхеттене и Бронксе, который сам и возглавил.

Поэтесса активно общается в соцсетях со своими многочисленными друзьями и подписчиками, выкладывает фото прошлых лет и современные снимки. Ее лицо в морщинах, но главное, что душа осталась модой.

 

 

Список литературы:

Ахмадулина, Б. Избранное: [вступительная статья] / Б. Ахмадулина // Избранное: стихи / Б. Ахмадулина.—Москва: Советский писатель, 1988.—С.5-6.

Ахмадулина, Б. Избранное : стихи / Б. Ахмадулина. – Москва : советский писатель, 1988. – 480 с.

Ахмадулина, Б. Малое собрание сочинений / Б. Ахмадулина. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2019. – 768 с.

Ахмадулина, Б. Свеча /Б. Ахмадулина.- Москва : Советская Россия, 1977. – 208 с.

Ахмадулина, С. Сад : новые стихи / Б. Ахмадулина. – Москва : Советский писатель, 1987. – 160 с.

Ахмадулина, Б. Стихотворения / Б. Ахмадулина. – Москва : Профиздат, 2001. – 304 с.

Быков, Д. Bella / Д. Быков // Собеседник. - 2010. - № 47 (8-14 декабря). - С.20.

  Графова, Л.   Белла вернулась: в Тарусе открыли памятник  Белле Ахмадулиной / Л. Графова // Российская газета. - 2013. - 17 сент. (№ 207). - С.  10.

Казакова, Р. Помню. Стихи разных лет / Р. Казакова. – Москва : Советская Россия, 1974 .- 239 с.

Казакова, Р. Избранные произведения в 2 Т. Стихотворения / Р. Казакова. –Т 1.-  Москва : Художественная литература, 1985. – 447 с.

Казакова, Р. Новая книга стихов / Р. Казакова. -Москва : Советский писатель, 1982. – 144 с.

Лиснянская, И. Избранно / И. Лиснянская. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. – 384 с.

 Пьяных, М.Ф. Ахмадулина Белла Ахатовна / М.Ф. Пьяных// Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги: библиографический словарь в 3 т / под редакцией Н. Н. Скатова.—Москва: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.—Т.1.—С. 135-137

За дополнительной информацией

обращаться по адресу:

г. Усть-Лабинск, ул. Советская, 56.

МБУК «ЦРБ МО Усть-Лабинский район»

тел.: 4-11-98

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://biblio-ustlabinsk.info/

Страницы в соц.сетях:

https://vk.com/biblio_ustlabinsk

www.odnoklassniki.ru/profile/559528166558

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении