Оригинал можно скачать Здесь!

 

Серебряный век русской поэзии библиографический обзор 

«Я научила женщин говорить»

 

г. Усть-Лабинск

2022 г.

____________________________________________________________

 

ББК 83.3(2Рос=Рус)6

     Я 11

«Я научила женщин говорить»: серебряный век русской поэзии : библиографический обзор/ МБУК «ЦРБ МО Усть-Лабинский район; [сост. Н.Ф. Горивенко]. – Усть-Лабинск, 2022. – 40 с.

     Пособие посвящено русским поэтессам серебряного века А. Ахматовой, М. Цветаевой, З. Гиппиус и

Н. Тэффи. Издание содержит биографический очерк, информацию о произведениях поэтесс и  публикациях, о  жизни и творчестве.

     Издание адресовано преподавателям, студентам, библиотекарям, а также всем, кто интересуется творчеством русских поэтесс.

ББК 83.3(2Рос=Рус)6      

                                                                Я 11

©Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная районная библиотека муниципального образования Усть-Лабинский район» . 2022

Содержание

 

  1. Вступление 4
  2. Анна Ахматова 6
  3. Марина Цветаева            15
  4. Зинаида Гиппиус 24
  5. Надежда Тэффи 30
  6. Список литературы 37

 

Вступление

Русская поэзия — наше великое духовное достояние, наша национальная гордость. Но многих поэтов и писателей забыли, их не печатали, о них не говорили. В связи с большими переменами в последнее время в нашем обществе многие несправедливо забытые имена стали к нам возвращаться, их стихи и произведения стали печатать. Это такие замечательные русские поэты как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева. Чтобы узнать этих людей и понять то, почему их имена были на время забыты, надо вместе с ними прожить жизнь, посмотреть на нее их глазами, понять ее их сердцем.

Феномен женской поэзии вызывал всегда, вызывает и сейчас разноголосицу суждений: критических страстей, язвительных нареканий, скептических ухмылок. Это явление в отечественном и мировом масштабе имеет плеяду, безусловно признанных имен. Это прославленные поэтессы античности Сафо и Коринна, китаянка Ли Цинчжао, монахиня немецкого монастыря X в. Гротсвита. Это совсем близкие нашему времени Леся Украинка, первый в Латинской Америке лауреат Нобелевской премии по литературе – Габриела Мистраль. Это царицы муз России: Евдокия Ростопчина, Каролина Павлова, Анна Бунина, Зинаида Гиппиус, Елена Гуро и другие. За всеми именами – творчество, выразившее свою эпоху полной мерой. Равно тернистые творческие пути великих современниц были предначертаны каждой свои.

Среди блистательных имен серебряного века выделяются два женских имени: Марина Цветаева и Анна Ахматова. За всю многовековую историю русской литературы это, пожалуй, лишь два случая, когда женщина - поэт по силе своего дарования ни в чем не уступила поэтам мужчинам. Не случайно обе они не жаловали слово «поэтесса». Они не желали никаких скидок на свою «женскую слабость», предъявляя самые высокие требования к званию «Поэт».

Анна Ахматова писала:

Увы, лирический поэт

Обязан быть мужчиной…

Критики начала века постоянно отмечают эту их особенность:

«…г-жа Ахматова, несомненно, лирический поэт, именно поэт, а не поэтесса…».

                                                (Б. Садовской).

«… – женская, но, она не поэтесса, а поэт…»

                                                            (М. Осоргин).

Что же позволило им стать в один ряд с крупнейшими лириками XX века: Блоком, Есениным, Маяковским, Мандельштамом, Гумилевым, Пастернаком, Белым?..

В первую очередь это предельная искренность, отношение к творчеству, как к «священному ремеслу», теснейшая связь с родной землей, ее историей, культурой, виртуозное владение словом, безукоризненное чувство родной речи.

Анна Ахматова

Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать Анну Ахматову, поэтессу, которая за свою долгую жизнь пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям, и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти. О жизни и творчестве Анны Ахматовой снято множество картин, ее биография вдохновляет на творчество многие поколения талантливых людей.

Анна Ахматова известна не только своим поэтическим наследием, она была переводчицей и литературоведом. В 1965 и 1966 годах номинирована на Нобелевскую премию по литературе. Ее считают самой выдающейся поэтессой Серебряного века.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Родилась Анна Горенко (Ахматова это творческий псевдоним) 23 июня 1889 года в Одессе, в районе, который назывался Большой Фонтан. Ее отец – Андрей Горенко был потомственным дворянином, отставным инженером-механиком флота. В возрасте 37 лет он женился второй раз. Его избранницей стала Инна Эразмовна Стогова, тридцати лет от роду. За одиннадцать лет брака они родили шестерых детей, трое из которых умерли от туберкулеза в разные годы. Анна была третьей по счету, и тоже в свое время переболела чахоткой, но сумела выжить.

Анечке исполнился годик, когда семья перебралась в Петербург, где Андрею Горенко присвоили чин коллежского асессора и назначили на должность чиновника по особым поручениям в Госконтроле. Детские годы будущей поэтессы прошли в Царском Селе – это место осталось в ее воспоминаниях навсегда. В сопровождении няни Анна гуляла в Царскосельском парке, в котором в свое время прогуливался поэт Пушкин. Все дети знали светский этикет. Анна рано научилась читать, благодаря азбуке, автором которой был Лев Толстой. Французский девочка начала учить в пять лет, она просто слушала и запоминала все, чему учила старших детей приходящая учительница.

Чтобы продолжить образование, Анну отдали в Мариинскую женскую гимназию. Свои первые стихотворения девочка написала в одиннадцать лет. Ее вдохновили не Пушкин и Лермонтов, к пониманию их поэзии она пришла гораздо позже. Анна могла часами слушать, как мама декламирует произведения Державина или стих «Мороз, Красный нос», автором которого был Николай Некрасов.

Анна Горенко всеми силами души полюбила Петербург, и всегда считала его родным. И хоть каждое лето семья уезжала на отдых в Севастополь, она рвалась домой. Ей нравилось в Петербурге все – улицы, парки, величественная Нева. Анна совсем затосковала, когда ее родители развелись, и мама увезла ее в Евпаторию, а после они поселились в Киеве. Ахматовой тогда было шестнадцать.

В Евпатории она продолжила обучение, но училась дома, а потом ее отправили в Фундуклеевскую гимназию Киева, где она и окончила последний класс. После выпуска из гимназии Горенко продолжила образование на Высших женских курсах. Она выбрала юриспруденцию, но потом поняла, что из всех предметов ей больше всего нравится история права и латынь, а юридическое дело навевало на нее тоску. Поэтому она оставила эти занятия, уехала в Петербург и поступила на историко-литературные женские курсы, которые вел Н.П.Раев.

СТИХИ

Творческих людей в семействе Горенко не было. Как сказала впоследствии сама поэтесса, «сколько видит глаз кругом», нет ни одного поэта. Только родственница по материнской линии Анна Бунина была поэтессой и переводчицей, но она была дальней родней. Отцу очень не нравилось занятие дочери, и он попросил никогда не подписывать свои творения настоящим именем, чтобы не позорить его фамилию. Ни один стих не вышел под настоящим именем поэтессы. В ее генеалогическом древе нашлась бабушка-татарка, родословная которой тянулась к хану Ахмату, имя которого и стало производным для псевдонима – Ахматова.

В годы учебы в Мариинской гимназии Анна впервые увидела Николая Гумилёва, который впоследствии прославился своими стихами. Они переписывались несколько лет, а в 1910-м она стала его женой. Местом венчания была выбрана Николаевская церковь, которая сохранилась до нынешних времен в деревне Никольская Слободка недалеко от Киева. В то время имя Гумилёва уже гремело в литературной среде.

После венчания молодожены отправились в Париж, где провели медовый месяц. Ахматова впервые побывала в Европе и была потрясена ее красотой. После возвращения Николай представил свою жену литературному обществу Петербурга, и она сразу привлекла к себе пристальное внимание. Первым делом все обратили внимание на ее величественную красоту – высокая, смуглая, с царственной осанкой и горбинкой на носу, она очень понравилась представителям литературной богемы.

Но не только «ордынской» внешностью поразила всех Ахматова. Ее поэзия дышала любовью, она посвятила этому великому чувству практически все свои произведения. Тогда в моде были два направления в искусстве – футуризм и акмеизм, Анне было ближе второе.

      1912 год принес Анне Ахматовой не только счастье материнства, но и настоящий прорыв в ее творчестве. В этом году она стала мамой своего единственного сына, которого назвали Львом, и опубликовала первый небольшой сборник поэзии «Вечер». Спустя многие годы, Ахматова скажет, что это были «бедные стихи пустейшей девочки», но это случится гораздо позже, а в 1912-м именно эти стихи принесли ей первую славу и первых читателей.

В 1914 году поэтесса выпустила еще один сборник поэзии под название «Чётки». После его выхода Анна получила массу хвалебных откликов от критиков и поклонников, которые отзывались о ней, как о самой модной поэтессе тех лет. Анна больше не нуждалась в протекции Гумилёва, она добилась большей славы, чем ее муж. Спустя три года, в 1917-м, вышла третья книга Ахматовой, которую она назвала «Белая стая». Тираж ее был по тем временам очень внушительный – две тысячи штук. В 1918-м Ахматова и Гумилёв расстались.

Николай Гумилёв был арестован и летом 1921 года расстрелян. Анна долго не могла смириться с этой утратой, несмотря на расставание, он оставался отцом ее сына и человеком, который помог ей войти в поэтический мир.

Жизнь Анны Ахматовой начала резко меняться в середине 20-х годов. Ее взяли под наблюдение в НКВД, ее стихи больше не издают, и все, что она пишет, становится достоянием стола. Много поэзий Анны потерялось при переездах. Ее стихи называли упадническими, провокационными, антикоммунистическими. Естественно, что поэзия с таким клеймом в СССР не печаталась, а сама поэтесса находилась в постоянной опале.

В жизни Ахматовой наступили тревожные времена. И волновалась она не за себя, а за близких и родных, в первую очередь за сына. Осенью 1935 года пришли за ее сыном и третьим мужем Николаем Пуниным.

Их держали под арестом несколько дней, но поэтесса прекрасно понимала, что ее покой утрачен навсегда. С той самой осени она почувствовала, как постепенно кольцо гонений и преследований вокруг нее становится все плотнее.

В 1937 году НКВД начало собирать на поэтессу материалы, подтверждающие ее контрреволюционную деятельность.

В 1938 году Льва Гумилева арестовали и отправили на пять лет в исправительно-трудовой лагерь. Анна доведена до отчаяния, практически все ее время проходит в тюремной очереди, она ходит в Кресты, чтобы отнести сыну передачу. Доведенная до отчаяния, Ахматова изливает свои переживания в цикле стихов, получивших название «Реквием», которые на протяжении двух десятков лет она боялась издавать.

Чтобы как-то помочь сыну выйти из заключения, Ахматова отдает в печать свой новый сборник, названный «Из шести книг». Он вышел в 1940 году и состоял из старых, прошедших цензуру стихотворений, и написанных недавно, «правильных» поэзий, которые пришлись по душе партийной власти.

В годы войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент. В 1945-м она возвращается в город своей юности – Ленинград, а вскоре переезжает в Москву.

Жизнь поэтессы понемногу начала налаживаться, сын вышел на свободу, ее печатают. Однако это продолжалось совсем недолго. В 1946 году Союз писателей заклеймил ее творчество, а спустя три года снова арестовали ее сына. Он получил десять лет лагерей. Это событие окончательно сломило поэтессу, она написала множество писем с просьбой об освобождении Льва Гумилёва, но Политбюро ни разу не удостоило ее ответом.

После освобождения Лев заявил матери, что она больше любит свои стихи, чем родного сына, и на долгие годы отдалился от нее.

Понемногу жизнь поэтессы начала налаживаться, а вошла в нормальное русло только в 50-х годах. В 1951 году ее снова приняли в Союз писателей и начали печатать ее произведения. В 60-е годы Ахматова была удостоена итальянской премии и стала автором еще одного сборника под названием «Бег времени». Поэтесса получила докторскую степень, присвоенную ей Оксфордским университетом.

Анна Ахматова была уже в преклонном возрасте, когда стала хозяйкой собственного жилья. Благодаря ленинградскому «Литфонду» у нее появилась небольшая дача в поселке Комарово. Домик был совсем крошечным, состоящим из комнатки, коридора и веранды.

     Мебели не было, поэтесса спала на жесткой кровати с ножками из кирпичей, настоящего стола не было, вместо него использовала старую дверь. Стену украшал рисунок итальянского художника Модильяни с ее изображением и старинная икона, собственность первого мужа.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Анна не была писаной красавицей, но было в ней что-то такое, что заставляло сердца мужчин биться сильнее. Она поражала всех супер гибкостью. В юные годы она перегибалась назад и могла зубами поднять с пола платок. Ей завидовали известные Мариинские балерины, даже они не могли похвастаться такой пластикой. Но самой большой особенностью Ахматовой были ее глаза, которые постоянно меняли цвет. Одним они казались серыми, другим зелеными, а третьи были уверены, что они имеют небесно-голубой оттенок.

Анна сумела сразить Николая Гумилева с первой же встречи. Но тогда она была серьезно увлечена Владимиром Голенищевым-Кутузовым, который не видел ее в упор. Страданиям юной гимназистки не было предела, она даже хотела повеситься, используя для этого торчащий со стены гвоздь. Все обошлось, стена оказалась глиняной, и он выпал из нее.

В чем-то Анна наследовала в личной жизни свою мать. Она была замужем три раза, но ни в одном из браков не стала счастливой. Ей изменяли, она изменяла. Николай Гумилёв, ставший ее мужем в 1910 году, любил ее до самой своей смерти, однако умудрился стать отцом внебрачного ребенка, о котором было известно всем. Он не считал Анну гениальной поэтессой, и не понимал, почему ее стихи пользуются такой популярностью, ему самому они не очень нравились. В 1918-м они расстались, хотя семья фактически распалась еще в 1914 году.

После того, как Анна осталась одна, она еле отбивалась от поклонников. Она вызывала страсть у графа Валентина Зубова, который заваливал ее букетами роз и не мог унять дрожь в ее присутствии. Однако Анна предпочла ему Николая Недоброво, потом оказалась в объятиях Бориса Антрепы.

Практически сразу после развода с Гумилёвым Анна вышла замуж за ученого востоковеда Владимира Шилейко. Но семейная жизнь не сложилась, он оказался очень ревнивым, особых достатков не приносил, иногда приходилось жить впроголодь. От него Анна ушла в 1922-м, и была очень рада своей свободе.

Прошло всего шесть месяцев, и Анна снова собралась под венец. На этот раз за искусствоведа Николая Пунина. Однако и в этом браке она не стала счастливой.

Пунин занимал должность заместителя наркома просвещения Луначарского, и после развода жил в квартире вместе с первой женой и дочерью. Анна была вынуждена терпеть такое соседство, и даже «сбрасываться» с ними деньгами на еду. Сын Ахматовой до 17 лет воспитывался у бабушки, а когда приезжал навестить мать, то ему приходилось спать в холодном коридоре, как сироте, до которого никому нет дела. Николай Пунин тоже был арестован вместе с сыном Ахматовой, и умер в 1953 году в лагере под Воркутой.

     Потом в жизни поэтессы появился врач-патологоанатом Гаршин, но перед самым бракосочетанием он увидел во сне покойную мать, которая умоляла его не жениться на колдунье. Перепуганный доктор отменил свадьбу.

СМЕРТЬ

Анна Ахматова умерла 5 марта 1966 года. Это стало настоящим потрясением для ее поклонников, хоть ей на то время уже было 76. Она долго болела, периодически лечилась от туберкулеза. Смерть наступила во время ее пребывания в Домодедово. Перед самой кончиной она хотела ознакомиться с Новым Заветом, найти сходство написанного в нем, и в тестах рукописей кумранов.

Тело поэтессы отправили в Ленинград, власть имущие побоялись, что начнутся диссидентские волнения. Местом упокоения Ахматовой стало Комаровское кладбище. Лев Гумилёв так и не простил свою мать, они не виделись на протяжении нескольких лет.

Вместо памятника сын распорядился выстроить на могиле Ахматовой стену из камня, с небольшим окошком, точную копию стены в Крестах, куда она приходила с передачами. Вначале по желанию самой поэтессы ей поставили деревянный крест, а спустя три года заменили его на железный.

Память об Анне Ахматовой хранят многочисленные музеи, которые расположены не только в ее любимом Санкт-Петербурге, но и во многих городах на постсоветском пространстве.

Марина Цветаева

Большинство своих поэзий Марина Цветаева написала в периоды сильнейших душевных страданий. Потому что, несмотря на всю свою гениальность, она была женщиной, просто женщиной, которой так хотелось любви и простого человеческого счастья. Она была сильной и открытой, сумевшей без лишних истерик отразить в своих стихах все, что так близко женщине. Хотя некоторые из ее знакомых считали, что она надменная, неискренняя и абсолютно не женственная – то есть прямая противоположность той, которой она была в своих поэзиях. Какой она была на самом деле? Ответа на этот вопрос нет, хотя может быть он зашифрован в этой ее строчке: «Я – лунатик двух темных лун».

Имя Марины Цветаевой навсегда останется в истории мировой поэзии 20-го века. Не только ее стихи о любви, но и проза стали национальным достоянием. Многие ее творения положены на музыку и стали романсами.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Родилась Марина Цветаева 8 октября 1892 года в Москве. В день ее рождения христиане отмечают праздник памяти апостола Иоанна Богослова. В своих стихах она не раз обращала внимание на это обстоятельство. Ее отец – Иван Цветаев, был известным искусствоведом и филологом, профессором в Московском университете. Это был его второй брак, в первом родились двое детей – сын Андрей и дочь Валерия. Мама Марины – Мария Мейн, профессиональная пианистка, наставником которой был прославленный Николай Рубинштейн. В 1894 году родилась младшая сестра Цветаевой – Анастасия. Родители девочек были творческими людьми, и эту любовь к искусству передали своим дочерям. С мамой Марина осваивала фортепиано, с отцом занималась изучением иностранных языков и читала хорошую литературу.

Много времени девочка прожила с мамой за пределами России, поэтому в совершенстве владела не только родным языком. Она знала немецкий и французский, и когда в возрасте 6-ти лет начала сочинять первые стихотворения, то делала это на французском. Вначале Цветаеву отдали в московскую частную женскую гимназию, а после ее окончания она попала в пансион для девочек в Германии и Швейцарии. В возрасте 16 лет Марина заинтересовалась старофранцузской литературой, и даже начала посещать лекции в Сорбонне, но бросила обучение на половине пути.

Первые стихи Цветаевой вышли в издательстве под названием «мусагет». Именно в то время у нее появились знакомые среди столичных символистов, она посещает все занятия в кружках и студиях при этом агентстве.

После начала Гражданской войны Марина не находит себе места. Все, что было когда-то родным, вдруг раскололось на две половины – стало красным и белым, и она так и не смогла смириться с этим расколом. В 1922-м ей удалось добиться разрешения на отъезд за границу. Сразу поэтесса уехала в Чехию, где на протяжении нескольких лет жил ее супруг, Сергей Эфрон. Он был офицером-белогвардейцем, поэтому был вынужден эмигрировать. В 20-х годах он стал студентом Пражского университета.

Они прожили несколько лет в Праге, потом перебрались в Берлин, а спустя три года оказались в Париже. Ее мужа обвиняли в том, что он один из участников заговора против сына Троцкого, что он агент НКВД и занимается шпионской деятельностью. Это сильно угнетало Цветаеву, ее душа рвалась домой. Она поняла, что долго не выдержит в эмиграции, родина навсегда привязала ее к себе.

ПОЭЗИЯ

Творческая биография Марины Цветаевой началась в раннем детстве, с ее детских стихов, написанных в шесть лет. А первый взрослый сборник поэзий вышел в 1910-м. Поэтесса назвала его «Вечерний альбом». Он состоял из стихов, написанных во время учебы в школе. Ее творчество нашло отклик в сердцах многих известных литераторов того времени, но особый интерес она пробудила у Максимилиана Волошина, Николая Гумилёва, супруга Анны Ахматовой и Валерия Брюсова, которого считали основоположником русского символизма. Окрыленная первым успехом, Цветаева села за написание прозы – статьи «Волшебство в стихах Брюсова». К слову, нужно сказать, что первые сборники Цветаева издавала исключительно за счет собственных средств.

Буквально вслед за первым, вышел и второй сборник поэзий Марины – «Волшебный фонарь», потом третий, получивший название «Из двух книг». Перед самой Октябрьской революцией Цветаева приехала в город Александров, где в тот момент жила ее сестра с мужем. Все поэзии, написанные в этот период, имели посвящение – родным, любимому городу, и этот отрезок жизни великой поэтессы специалисты потом назвали «Александровское лето Цветаевой». Этим летом датируются и ее поэзии — «Стихи о Москве» и «К Ахматовой».

В гражданскую войну Цветаева больше сочувствовала белогвардейцам, хотя для нее было неприемлемо само разделение ее родины по цветам.

В те годы она писала стихотворения, впоследствии вошедшие в сборник «Лебединый стан». Марина стала автором поэм «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне», вышло несколько ее романтических пьес. В 20-х годах, уже за границей, Цветаева написала две крупных работы, которые назвала «Поэма Горы» и «Поэма Конца». В ее творческом наследии эти поэмы занимали большое место. Очень много ее стихов, написанных в эмиграции, так и остались не напечатанными. Последней книгой, которая была опубликована, стал сборник под названием «После России», в который вошли стихи поэтессы, написанные до 1925-го. Хотя она писала, писала, писала – этот процесс был непрерывным.

Иностранцам больше импонировала проза, выходившая из-под пера великой поэтессы. Она издала книги «Мать и музыка», «Мой Пушкин», «Дом у Старого Пимена», написала ряд статей о творчестве Максимилиана Волошина, Андрея Белого, Михаила Кузмина. Ее стихи не пользовались большим спросом за границей, хотя в те годы вышел цикл ее поэзий «Маяковскому». Их поэтессе навеяло самоубийство Маяковского. Его смерть стала настоящим потрясением для нежной и ранимой души Цветаевой. Читая ее стихи тех лет, остро ощущаешь это потрясение, растерянность, боль.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Своего супруга Сергея Эфрона Марина встретила в 1911-м. Их познакомил Максимилиан Волошин, когда проживал в Коктебеле в собственном доме. Спустя шесть месяцев молодые люди поженились, и вскоре после этого стали родителями дочери Ариадны. Но в личной жизни Цветаевой были и другие мужчины, которые сумели завоевать ее ранимое сердце. У Марины был роман с поэтом Борисом Пастернаком, длиною в десять лет, которому не помешала даже ее эмиграция.

Годы жизни в Праге ознаменовались новым, достаточно бурным романом. На этот раз поэтесса обратила внимание на юриста и скульптора Константина Родзевича. Их отношения длились месяцев шесть. За это время она написала «Поэму Горы», которая была посвящена ее возлюбленному, и выражала всю силу ее чувств к этому человеку. Потом оказалось, что у него есть невеста, и Марина даже помогла девушке с выбором свадебного платья. Этим была поставлена точка в этой неистово-страстной истории.

В личной жизни великой поэтессы было место не только мужчинам. В 1914-м, еще до того, как Марина отправилась в эмиграцию, в ее жизни появилась София Парнок – поэтесса и переводчик. Они познакомились на одном из собраний литературного кружка, и быстро подружились. Однако дружеские отношения вскоре переросли в роман.

Вдохновленная новыми чувствами, Цветаева пишет целый цикл поэзий, получивший название «Подруга», и посвящает их Софии. Об этой связи вскоре стало известно общественности.

Супруг тоже узнал о новом увлечении жены, ревновал страшно, закатывал Цветаевой скандалы, и после этого марина решилась бросить его и уйти к Парнок.

Они были вместе до 1916 года, потом отношения прекратились, Марина вернулась к мужу и в 1917-м рожает еще одну дочку – Ирину. Свою необычную связь поэтесса объяснила очень просто и емко. Она сказала, что любовь между женщинами это дикость, а любить только мужчин – очень скучно. Но свои отношения с Софией назвала «первой катастрофой в жизни».

На момент рождения дочери Ирины в жизни поэтессы начинается сплошная черная полоса. Грянула революция, муж эмигрировал за границу, денег нет, голод жуткий. А тут еще серьезно заболела Ариадна. И поэтесса принимает нелегкое решение отдать дочек в детский приют, расположенный в подмосковном Кунцево. Ариадна сумела выздороветь, а вот Ирина умерла от голода. Ей было всего три годика.

В 1925 году Марина Цветаева снова стала мамой, у нее родился сын Георгий, но дома его ласкательно называли «Мур». Вскоре семья перебралась в Париж. Георгий тоже не мог похвастаться богатырским здоровьем, он был очень хрупкий и болезненный. Но это не помешало ему уйти добровольцем на фронт, откуда парень уже не вернулся. Он погиб летом 44-го и похоронен под Витебском, в братской могиле. Ни у Ариадны, и у Георгия не было детей, поэтому у поэтессы с мировой славой не осталось прямых потомков.

СМЕРТЬ

В годы эмиграции семья Цветаевой оказалась на грани нищеты. Сергей на тот момент уже был болен и работать не мог, Георгий только недавно родился. Ариадна занялась вышивкой шляпок, но это не было спасением. Единственным доходом семьи стали незначительные гонорары, которые платили Марине за прозу и эссе. Цветаева понимала, что они медленно умирают от голода, и решилась на обращение в посольство СССР. Все взрослые члены семьи подавали прошение о возврате на родину.

В 1937-м разрешили вернуться Ариадне, спустя шесть месяцев сбежал из Парижа Эфрон, потому что над ним нависла угроза ареста. Его обвиняют в соучастии в политическом убийстве. Прошло немного времени, и вернулись Цветаева и Георгий. Но радость от встречи с родиной, скоро стала настоящей трагедией. Первой арестовали Ариадну, после нее Эфрона. В общей сложности Ариадна отбыла в лагерях пятнадцать лет, и была реабилитирована в 1955-м. А вот мужа поэтессы ждала иная участь – он был расстрелян в октябре 1941-го.

Но об этой трагедии Марина так и не узнала. В начале Великой Отечественной войны Цветаева и Георгий были эвакуированы в Елабугу. Нужна была временная прописка, а для этого нужно было иметь работу. 28 августа 1941-го Марина написала заявление о приеме ее на работу на место посудомойки. А через 3 дня повесилась в том доме, куда ее поселили с сыном-подростком. Цветаева написала 3 предсмертные записки. В одной из них, адресованной любимому «Муру», она просила прощения за свой поступок, говорила о своей безмерной любви к нему и о том, что так будет лучше всем. Вторая записка предназначалась эвакуированным, в ней женщина просила помочь ее сыну. Третью поэтесса написала для тех, кто будет ее хоронить.

Символично то, что когда она собирала вещи перед эвакуацией, пришел пастернак, и принес веревку, чтобы все упаковать. Он сказал, что она такая крепкая, хоть вешайся. Именно на ней марина и повесилась.

Марина Цветаева похоронена 2 сентября 1941 года в Елабуге, на Петропавловском кладбище. Но из-за того, что шла война, место ее последнего приюта так и осталось неизвестным. В южной стороне этого кладбища сестра Марины – Анастасия, нашла четыре неизвестных могилы, датируемых 1941 годом. Она установила между ними крест, надпись на котором гласила, что в этой стороне кладбища покоится поэтесса Цветаева. Это было в 1960 году, а спустя десять лет крест заменили гранитным надгробием. Анастасия Цветаева прожила долгую жизнь, и когда ей было за 90, она сказала, что камень установлен точно в том месте, где захоронена ее сестра, и никаких сомнений в этом быть не может.

По православным обычаям самоубийц не отпевают, но по разрешению епископа можно провести этот обряд. В 1991-м, в день пятидесятой годовщины ее смерти, патриарх Алексий совершил обряд отпевания. Местом проведения обряда выбран московский храм Вознесения Господня у Никитских ворот.

Память о великой поэтессе живет в многочисленных музеях и памятниках, открытых в разных городах России, в постсоветских странах и за границей.

Зинаида Гиппиус

Зинаида Гиппиус – известная русская поэтесса, драматург, прозаик, критик, идеолог русского символизма.

Ведьма, сильфида, сатанесса – каких только прозвищ не давали Зинаиде Гиппиус ее современники. Одни преклонялись перед ее литературным талантом и «ботичеллиевской» красотой, другие боялись, оскорбляли  и ненавидели. К ее мнению в литературе прислушивались, ее считали одной из величайших поэтесс Серебряного века. Она писала о любви и ненависти – эти два чувства нашли отражение практически во всех ее произведениях.

ДЕТСТВО

Родина Зинаиды Гиппиус – Тульская губерния. Именно там, в небольшом городке Белев 8 ноября 1869 года и родилась будущая прославленная поэтесса. Ее отца звали Николай Гиппиус, он работал юристом. Мама – Анастасия Гиппиус (урожденная Степанова) занималась домом и детьми, которых кроме Зинаиды в семье было еще трое. Отца семейства часто переводили по службе, поэтому Гиппиусы часто переезжали – Харьков, Петербург, Саратов, это еще не полная география их перемещений.

В 1880-м Николая Гиппиуса назначают судьей, и семейство поселяется в Нежине, городе, подарившем миру бессмертного Николая Гоголя. До этого переезда Зина училась в женской гимназии, но в этом городке такое учебное заведение отсутствовало. Поэтому девочка продолжила обучение в Киевском институте благородных девиц. Она была очень домашним ребенком, скучала по родным так, что начинала сильно болеть. Спустя 6 месяцев ее пришлось забрать домой, так как почти все это время она пролежала в лазарете при институте.

В 1881 году от туберкулеза умер отец, смерть которого очень потрясла впечатлительную Зину. Денег не было совсем, и мама принимает решение о переезде в Москву. Зина снова пошла, учиться, на этот раз в гимназию Фишер. Не прошло и шести месяцев, как у нее тоже нашли туберкулез. Мама очень испугалась, что эта болезнь передалась девочкам по наследству, и решилась на переезд в Крым.

Зинаиду перевели на домашнее обучение. Ее любимым предметом всегда была литература, с точными науками как-то не складывалось. Еще в детстве Зина завела дневник и начала сочинять стихи.

Спустя некоторое время мама увезла дочерей на Кавказ, в город Боржоми, где жил ее родной брат Александр. Спустя год они переехали в город Манглиси, Александр умер от воспаления мозга.

Зинаида выросла настоящей красавицей, со светлыми волосами и русалочьими глазами, которые притягивали к себе, как магнитом. Молодые люди в Тифлисе сходили по ней с ума. Она уже серьезно увлеклась поэзией, ее сочинения были абсолютно не похожи, на все, что писалось в те годы. Молодежь в основном копировала Семена Надсона, и только Гиппиус имела собственный стиль.

ЛИТЕРАТУРА

В доме Мережковских в Петербурге кипела бурная литературная жизнь. Множество молодых дарований мечтали оказаться среди приглашенных на литературные вечера, проходившие в этом доме постоянно. Зинаиду считали главой сообщества, которое сформировалось вокруг ее супруга Дмитрия Мережковского.

Зинаида Гиппиус занимала передовые позиции в литературе, к ее мнению прислушивались. Именно ей был благодарен Александр Блок за свой дебют, это она сделала протекцию Осипу Мандельштаму, и написала первую рецензию на стихи начинающего поэта Сергея Есенина, имя которого еще никто не знал.

Сама Гиппиус начала свою творческую биографию в 1888 году, когда впервые опубликовала свои стихи в «Северном вестнике». Потом ее рассказы выходили в журнале «Вестник Европы». Последующие литературно-критические статьи Зинаиды выходили под псевдонимом Антон Крайний. Главными темами стихов Гиппиус были жизнь, любовь, народ, Родина. Среди лучших произведений того времени стоит выделить стихотворения «Снег», «Почему», «Любовь одна», Бессилие», «14 декабря», «Она не погибнет», «Так и есть», «Секло», «Крик».

Стихи Гиппиус и прозаические произведения ее супруга представляли собой образчик чего-то нового, что не вписывается в традиционные понятия о литературе. Поэтому не все издатели брались их печатать, а те, кто соглашался, сильно рисковал.

Зинаида жила и писала в те годы, когда в России зарождался символизм. Валерий Брюсов, Федор Сологуб, Николай Минский, Иннокентий Анненский, Константин Бальмонт – именно они стали яркими представителями этого течения, а Гиппиус называли «старшим символистом».

В своих ранних произведениях поэтесса стремилась вырваться из скучной реальности и попасть в мир фантазии. Два ее первых сборника рассказов – «Новые люди» 1896 года и «Зеркала» 1898-го года, насыщены идеями Достоевского, которые Зинаида пропустила через себя.

Вдохновленная Первой русской революцией 1905 года, Гиппиус много и плодотворно трудится. В 1908 году вышел сборник рассказов «Черное по белому», в 1912-м она издала еще один сборник – «Лунные муравьи». В 1911 году из печати выше ее роман «Чертова кукла», спустя два года еще один роман – «Роман-царевич». Гиппиус приветствовала «революцию духа», которую считала началом социального преображения.

Октябрьская революция 1917 года не нашла отклика в ее душе, поэтесса встретила ее враждебно. Вместе с супругом она решилась на эмиграцию во Францию. Они поселились в Париже, Зинаида продолжала писать стихи, публицистику, воспоминания. Она резко критиковала СССР, и была уверена в его скором падении.

В парижской квартире Мережковских собирался цвет русских эмигрантов – Николай Бердяев, Иван Бунин, Иван Шмелев, Александр Куприн, Константин Бальмонт.

В 1926-м Зинаида и ее супруг решили воскресить братство под названием «Зеленая лампа», которое существовало в начале 19-го века, и активным членом которого являлся великий Пушкин. Доступ на эти собрания разрешался только по специальному списку, туда не мог попасть никто из посторонних. Общество распалось, когда началась Вторая мировая война.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Любовные похождения Зинаиды Гиппиус вошли в историю. У нее была масса поклонников, и, несмотря на это, замуж она вышла только раз, за поэта и философа Дмитрия Мережковского. Многие считали этот брак фиктивным, говорили, что Гиппиус имела отношения практически со всеми представителями литературного бомонда Санкт-Петербурга, а Мережковского считали импотентом. И только самым близким было известно о силе взаимного чувства, связывающего этих двоих.

Они встретились в Боржоми летом 1888 года, когда Зинаида с родными жила у своего дяди, а Дмитрий оказался в этом городе проездом. Буквально после первой встречи Гиппиус поняла, что встретила по-настоящему родственную душу, Дмитрий тоже влюбился с первого взгляда, оценив и красоту девушки, и ее ум. Через два месяца Мережковский позвал любимую замуж, и она сразу согласилась.

Они обвенчались 8 января 1889 года в Тифлисе. Торжество молодожены не отмечали, вернувшись, домой из церкви, Дмитрий засел за свою прозу, Зинаида окунулась в поэзию. Сам обряд бракосочетания был для них несущественным, Гиппиус буквально на следующий день уже и не вспоминала, что накануне вышла замуж.

Отношения супругов были чисто платоническими, даже без намека на интим. Зинаида не интересовалась плотскими утехами, она больше любила интеллектуальную работу и рефлексию. Ко всему остальному относилась с презрением, отрицанием и иронией. Гиппиус всегда пользовалась успехом у мужчин, ей нравилось, когда они «штабелями» падают у ее ног, но снисходила разве что до переписки с ними. В этом и заключалась особенность ее личной жизни.

В 1905 году в их доме появился публицист Дмитрий Философов, который не просто работал с Мережковскими, но и жил с ними. Общественность мгновенно записала его в любовники Зинаиды, и осудила поэтессу со всей строгостью. Однако это не могло соответствовать истине, потому что публицист имел нетрадиционную сексуальную ориентацию, и его абсолютно не интересовали женщины.

Слухов о личной жизни Гиппиус ходило много, но ее сердце принадлежало Мережковскому, в браке с которым она прожила более 50 лет.

СМЕРТЬ

После того, как Дмитрия не стало, Зинаида принялась за написание книги под названием «Дмитрий Мережковский». Однако вскоре у нее отнялась правая рука, и работа так и осталась неоконченной.

Измученная бездельем от невозможности работать, Гиппиус постепенно сходила с ума. Она очень хотела быстрее к мужу, что несколько раз пыталась наложить на себя руки.

Последние годы жизни Зинаида провела в полном одиночестве, которое скрашивала только кошка. Животное не отходило от своей хозяйки ни на минуту, и только в день смерти Гиппиус никак не могла ее найти.

1 сентября 1945 года поэтесса приняла причастие из рук отца Василия Зеньковского, а 9 сентября того же года ее не стало. Местом ее упокоения стало кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, ее похоронили в одной могиле с Мережковским.

Надежда Тэффи

Тэффи - русская писательница и поэтесса, переводчица, автор разножанровых знаменитых произведений, к которым был неравнодушен Всероссийский император.

Когда Николая II спросили, кого из русских писателей он хотел бы видеть в сборнике, посвященном 300-летию дома Романовых, он, не задумываясь, воскликнул: «Тэффи! Одну Тэффи!»

ТЭФФИ — БИОГРАФИЯ

Надежда Лохвицкая (настоящие имя и фамилия) появилась на свет 9 мая 1872 года в семье адвоката Александра Лохвицкого и его жены Варвары Гойер. Училась Надя в Литейной женской гимназии, которую успешно окончила в 1890 году. В семье кроме Нади воспитывались 4 сестры (Варя, Лида и Маша) и один брат (Коля). По старшинству Надя была вторым ребенком.

Надежда Тэффи оказалась в Париже в канун нового, 1920 года. Позади целая жизнь и революция, заставившая ее покинуть родину. Впереди - неизвестность, зияющая пустота. Не привыкшая все усложнять, писательница сняла номер в отеле «Виньон» и решила какое-то время пожить в свое удовольствие.

Как только писательница окончательно обосновалась в Париже, в ее дом зачастили представители творческой элиты. Вскоре здесь образовался литературный салон, хозяйкой которого была она - женщина статная, величественная и знающая себе цену. В основном в салоне появлялись бывшие соотечественники Надежды. Но были и новички. «Почему Тэффи?» - спрашивали они у завсегдатаев.

Тэффи, она же Надежда Александровна Лохвицкая, как только начала заниматься творчеством, решила взять себе псевдоним. Под родной фамилией печататься не могла: ее уже сделала популярной родная сестра - Мирра Лохвицкая, поэтесса. Мечтала найти имя, которое принесло бы ей счастье. «Имя какого-нибудь дурака, - рассуждала Надежда. - Дураки всегда счастливы!» Таковой нашелся - слуга семьи Степан, которого называли Стэффи. Первую букву имени женщина решила отбросить - и стала Тэффи.

В одном из интервью она проболталась: «Это имя одного дур... то есть такая фамилия». Правду ли сказала, а может, в очередной раз пошутила?..

ЛИТЕРАТУРА

В России судьба Надежды складывалась как нельзя лучше. Уже в 13 лет ее стихотворение опубликовали в еженедельном издании. Родные отправили его в редакцию тайком, из-за чего девочка ужасно рассердилась! Оттаяла лишь после того, как по почте получила гонорар.

В 1910 году у Тэффи вышел первый сборник стихов «Семь огней», следом сборник юмористических рассказов. Она пробовала разные жанры, пытаясь понять, какой из них ее. Известной стала благодаря сатирической прозе и фельетонам. Ее произведения были пронизаны остроумными наблюдениями и юмором. За глаза Тэффи прозвали «демоническая женщина» - по названию ее рассказа.

С виду Надежда Александровна казалась сильной, закаленной. Но если Первую русскую революцию 1905 года она восприняла относительно спокойно, то год 1917-й ее подкосил. Свои впечатления Тэффи транслировала в собственных произведениях - «Немножко о Ленине», «Рассудок на веревочке», «Петроградское житие».

Казалось, автор - лишь сторонний наблюдатель происходящих событий. Но однажды Тэффи призналась: «Увиденная утром струйка крови у ворот комиссариата, медленно ползущая поперек тротуара, перерезывает дорогу жизни навсегда. Перешагнуть через нее нельзя. Идти дальше нельзя. Можно только повернуться и бежать».

Покидать Россию Тэффи не хотела. Ее сердце сжималось при мысли об этом. Но здесь ей претило все. Больше всего она боялась «харь с направленным прямо в мое лицо фонарем» и людской злобы...

В 1918 году закрылась газета «Русское слово», где Надежда работала на постоянной основе. Затем канули в Лету еще несколько изданий. Она пыталась стучаться в новые издательства, но там не разделяли ее взглядов. Тупик.

На радость писательнице именно в это время ей предложили поехать на гастроли с литературными выступлениями. Сначала она объехала русский юг, заглянув в Одессу и Новороссийск, а позже стала все больше удаляться от родных берегов. В 1919 году Тэффи оказалась уже в Турции, потом в Париже. Спустя несколько лет жила в Германии, в Берлине. Домой уже не вернулась. Обосновалась в Париже.

Конечно, поначалу было трудно. Первое произведение, вышедшее за рубежом, словно транслировало ее неуверенность в завтрашнем дне и носило название «Ке фер?» («Что делать?»). Однако позже жизнь наладилась. Надежда Тэффи даже вновь нашла личное счастье - стала жить гражданским браком с сыном бывшего фабриканта Павлом Андреевичем Тикстоном.

Увы, белая полоса продлилась недолго - мужа разбил паралич, и Тэффи, которой было уже за пятьдесят, терпеливо ухаживала за ним. Навалились тоска и отчаяние. «Что, если бросить литературу? - думала она. - Буду шить платья, мастерить шляпки...» Но Надежда Александровна понимала: так на жизнь не заработаешь. Расходы пришлось урезать, а литературный салон закрыть.

Она вновь стала творить. Правда, в 1930-х годах у Тэффи выходили преимущественно мемуары. Время от времени Надежда Александровна выступала перед эмигрантами. Однако публики с каждым годом приходило все меньше.

Когда в 1940 году немцы заняли Париж, никто не думал, что впереди холод, голод, отчаяние. Впрочем, у Тэффи был выбор. Ее, как мастера слова, не раз приглашали сотрудничать с фашистскими изданиями и писать заказные очерки. Предлагали безбедную жизнь, но получили отказ. Как и все, Тэффи перебивалась с хлеба на воду, но себя не предала.

Вторая мировая война подорвала здоровье женщины. Поправлять его поэтесса отправилась на курорт Биарриц. Решив побыть в одиночестве, писательница замолчала почти на два года: от нее не было слышно никаких вестей. Дошло до того, что в одной из газет решили, что Надежда Тэффи умерла, и посвятили ей некролог в одном из номеров. Когда та об этом узнала, долго смеялась: «Любопытно прочесть собственный некролог! Может, он такой плохой, что и умирать не стоит?»

В 1944 году немцы покинули Париж. Город стал возвращаться к прежней жизни. Хотела бы все вернуть на круги своя и Надежда Тэффи, но возраст -72 года - и пошатнувшееся здоровье не позволили ей жить, как раньше. Сердце пошаливало, зрение упало, нервы расшатаны до предела. А денег, чтобы купить лекарства, не было.

Последние годы пенсию ей выплачивал филантроп Соломон Атран. Иногда он высылал суммы, значительно превышающие необходимое содержание, на что неизменно получал от Тэффи ответ: «Спасибо, но прошу любить меня даром».

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

К моменту, когда Надежда Александровна обрела популярность, она успела выйти замуж, официально став Бучинской, и родить троих детей (Валерия, Елена и Янек). Тэффи, сколько себя помнила, все время разрывалась между семьей и творчеством. И все же однажды сделала непростой выбор, оставив детей на попечение гувернантки и супруга, с которым, впрочем, вскоре развелась.

В 20-е годы Надежда Тэффи вновь нашла личное счастье - стала жить гражданским браком с богатым промышленником Павлом Тикстоном. Надежда Александровна считала второго супруга лучшим человеком - мужчиной, а когда болезнь парализовала его, заботливо ухаживала за мужем вплоть до самой смерти супруга.

ОДИНОЧЕСТВО И СМЕРТЬ

Когда Атран умер, Надежда Александровна осталась совсем одна. Дети жили в других городах и странах, навещали мать редко. Она заканчивала дни на тихой парижской улочке рю Буассьер, дописывая свою последнюю книгу «Земная радуга». В ней Тэффи попросила: «Когда я буду умирать, Господи, пошли мне лучших твоих ангелов взять мою душу».

Писательница Теффи скончалась 6 октября 1952 года, в возрасте 80 лет. Говорят, до последних минут она оставалась настоящей женщиной: перед смертью попросила принести зеркальце и пудру. Причиной смерти послужил приступ стенокардии.

 

 

Список литературы:

Ахматова, А.А. Победа над Судьбой. Автобиографическая и мемуарная проза. Бег времени. Поэмы. /А.А. Ахматова. – Москва : Русский путь, 2005. – 512 с.

Ахматова, А.А. Лирика. Всемирная библиотека поэзии / А.А Ахматова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 544 с.

Ахматова, А.А. От царскосельских лип. Поэзия и проза / А.А. Ахматова. – Москва : Эксмо, 2006. – 565 с. : ил

Ахматова, А.А. Дыхание песни: Книга переводов / А.А. Ахматова. – Москва : Советская Россия, 1988. – 320 с.

Ахматова, А.А. Стихотворения и поэмы / А.А. Ахатовна. – Москва: молодая гвардия, 1989. – 222 с.

Ахматова, А.А. Избранное / А.А. Ахматова. – Москва 6 АСТ, 2004. – 638 с.

Ахматова, А.А. Стихотворения и поэмы / А.А. Ахматова. – Москва  : Эксмо, 2006. – 686 с.

Гиппиус, З.Н. Сочинения. Стихотворения. Проза / З.Н. Гиппиус. – Ленинград : Художественная литература, 1991. – 672 с.

Цветаева, М.И. Стихотворения. Поэмы / М.И. Цветаева. – Москва : РИПОЛ классик, 2007. – 640 с.: ил

Цветаева, М. И. Избранные сочинения в 2-х томах. Автобиографическая проза. Воспоминания. Дневниковая проза. Статьи. Эссе / М.И. Цветаева. – Т.2. – Москва : Литература; Санкт-Петербург : Кристал, 1999. – 656 с.

Цветаева, М.И. Избранные стихотворения / М.И. Цветаева. – Москва : Эксмо, 2006. – 352 с. : ил

Цветаева, М.И. стихотворения. Поэмы. Мой Пушкин / М.И. Цветаева. – Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 511 с.

Цветаева, М.И. Избранное / М.И. Цветаева. – Смоленск : Русич, 2003. – 592 с.

Цветаева, М.И. Избранные стихотворения / М.И. Цветаева. – Москва : Эксмо, 2005. – 352 с. : ил.

Цветаева, М. Лирика / М. Цветаева. – Минск : Хрвест, 2004. – 448 с.

Тэффи. Выбор креста: рассказы / Теффи .- Москва : Современник, 1991. – 112 с.

Тэффи, Н.А. Юмористические рассказы. Из «Всеобщей истории, обработанной «Сатириконом» / Н.А. Тэффи. – Москва : Художественная литература,1990. – 415 с.

Теффи. Демоническая женщина : Рассказы / Тэффи. – Москва : Дом, 1995. – 272 с.

За дополнительной информацией

обращаться по адресу:

г. Усть-Лабинск, ул. Советская, 56.

МБУК «ЦРБ МО Усть-Лабинский район»

тел.: 4-11-98

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://biblio-ustlabinsk.info/

Страницы в соц.сетях:

https://vk.com/biblio_ustlabinsk

www.odnoklassniki.ru/profile/559528166558

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении