Оригинал можно скачать Здесь!

 

 

 

 

«Музыка и слово неразрывны»

Рекомендательный библиографический указатель

Выпуск 1

 

 

 

г. Усть-Лабинск

2023 г.

 

____________________________________________________________

ББК 91.1:83+91.1:85

    М 89

«Музыка и слово неразрывны» : рекомендательный библиографический указатель: выпуск 1 /  МБУК «ЦРБ МО Усть-Лабинский район; [сост. Н.Ф. Горивенко]. – Усть-Лабинск, 2023. – 36 с.

Пособие посвящено писателям  и композиторам, вдохновившим писетелей на создание произведений. Издание содержит информацию о произведениях писателей, композиторов  о жизни и творчестве.

Сборник адресован молодежи, библиотечным специалистам, а также всем, кто интересуется творчеством писателй и композиторов.

ББК 91.1:83+91.1:85   

                                                         М 89

©Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная районная библиотека муниципального образования Усть-Лабинский район». 2023

 

 

Содержание

 

От составителя                                                                  4

Музыка в творчестве русских писателей                       6

    

Список литературы                                                         17            

 

 

От составителя

Музыка и слово неразрывны. Союз этих двух искусств - мощное средство для эстетического, нравственного воспитания, для развития фантазии, образного мышления. Литература всегда рождала великие музыкальные произведения так же, как и музыка вдохновляла мастеров слова. Не случайно биографии писателей говорят нам о том, что музыка всегда была частью их жизни. А.С. Грибоедова мы знаем не только как дипломата, выдающегося поэта, драматурга, но и как талантливого музыканта. Он прекрасно играл на фортепиано, сам создавал вдохновенные, изящные миниатюры.

М.Ю.Лермонтов в годы своей учебы в университете участвовал в конкурсе скрипачей-виртуозов и стал его победителем. Л.Н. Толстой страстнолюбил Моцарта, играл его фортепианные концерты, сочинял музыку.Б.Л.Пастернак был пианистом… И эти примеры можно продолжать.

Стихи многих поэтов послужили поэтической основой музыкальных произведений. В первую очередь, конечно, вспоминается имя А.С. Пушкина и его настоящие поэтические шедевры, в которых уже заключена великая сила музыки.

Как можно разделить, например, роман Пушкина «Евгений Онегин» и гениальную оперу Чайковского? Или, читая стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», не вспомнить удивительный романс Глинки и необычную историюпосвящения стихов и музыки матери и дочери Керн.

«Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь -мелодия», - так сказал Пушкин.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал «Слово никогда не может доконца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сфере познания чувств». Доказательством этого служит то, что, слушая музыкальные произведения, человек представляет себе картины и образы, а этот зрительный ряд обличается в словарную форму.

Музыка, так же, как и литература, сопровождает нас всю жизнь, она учит, в ней человек находит выражение самых высоких чувств и тонких душевныхпереживаний. Так что эмоциональное воздействие этих двух видов искусств огромно и это, безусловно, их роднит. Литература помогает познать мир, музыка учит жизни. Писатель создает литературное произведение, чтобы передать свои мнения и чувства, свое видение жизни, ставя перед собой задачу, повлиять начитателя. Такова и основная цель композитора.

П.И. Чайковский писал: «Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличилось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору». И, конечно же, оба вида искусства объединяют фантазии и окрылённость, которые движут творческий процесс.

Когда речь заходит о поэзии, мы невольно переходим на музыкальную терминологию: созвучие, гармония, интонация, мелодика… Да и свою ритмическую организацию, подчинение определенному размеру стихи взяли умузыки.

Музыка обогащает литературу не только превращая стихи в песню,писателями и поэтами написано много разных литературных произведений, в которых рассказывается о музыке, а в некоторых музыка становится главным действующим лицом. Музыка звучит во многих сказках у всех народов мира.

Музыка без литературы, как и литература без музыки, понесли бы потери, так как эти виды искусства рождены жизнью и своими разными средствами (литература, словом, музыка музыкальными звуками) отражают события в жизни,чувства и переживания людей.

Музыка в творчестве русских писателей

Евгений Онегин был поклонником балерины Авдотьи Истоминой, Илья Обломов питал слабость к бельканто, а на балу у сатаны в «Мастере и Маргарите» оркестром дирижировал сам Иоганн Штраус. На вкусы литературных героев повлияли вкусы самих авторов — собирателей фольклора, знатоков оперы и любителей балета..

Пушкин: Моцарт и русский фольклор

Александр Пушкин начал увлекаться музыкой еще в лицее. Друг поэта Алексей Илличевский писал: «Песня и музыка — почти единственное удовольствие в жизни лицеистов». Там проводили музыкальные вечера, а лицеисты часто собирались, чтобы попеть «национальные песни»: импровизации на известные в то время мелодии. Позже Пушкин лично познакомился с композиторами-современниками, в том числе с Алексеем Верстовским, Александром Алябьевым и Михаилом Виельгорским.

Впоследствии Пушкин нередко упоминал в своих произведениях музыку. В отрывках из путешествия Онегина он назвал «упоительного Россини» — самого модного композитора эпохи. В том же «Евгении Онегине» соседка Ленского Дуня поет арию Лесты «Приди в чертог ко мне златой!» из «Днепровской русалки» Фердинанда Кауэра. А говоря о русском переводе письма Татьяны, автор сравнил его с «разыгранным Фрейшицем перстами робких учениц». Речь идет об опере Карла Марии фон Вебера «Вольный стрелок» — по-немецки «Der Freischütz».

Пьеса «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии» — центральное произведение Александра Пушкина о музыке и музыкантах. Поэт упоминает в ней плеяду композиторов XVIII столетия — Глюка, Пуччини, Гайдна. Реальные музыкальные произведения в трагедии — Реквием Моцарта, его опера «Дон Жуан» и ария «Voi che sapete» из «Свадьбы Фигаро». А вот «безделицу», о которой Моцарт рассказывает Сальери, Пушкин, скорее всего, придумал сам.

Интересовался поэт и народной музыкой: во время ссылки в селе Михайловском и в поездке по Оренбуржью он записал 60 народных песен. Некоторые из них он потом включил в свои произведения. Например, в драме «Русалка» хор исполняет подлинную свадебную песню «Сватушка». В трагедии «Борис Годунов» монах-бродяга Варлаам, по ремарке Пушкина, поет «Как во городе было во Казани». В 1869 году, работая над оперой «Борис Годунов», Модест Мусоргский разыскивал эту песню и нашел текст о взятии Иваном Грозным Казани, который в переработанном виде и включил в оперу. Однако советский литературовед Григорий Винокур установил, что Пушкин имел в виду другую песню, рассказывающую о монахе.

Гончаров: Шуберт и Беллини

Писатель Иван Гончаров страстно любил оперу. «Фреццолини принята хорошо, — сообщал он в письме о дебюте итальянской певицы, — но не с безумием, как у нас водится — и слава Богу!» В 1864 году в журнале «Голос» вышла заметка Гончарова о Полине Виардо, написанная по просьбе близкого друга певицы Ивана Тургенева.

Часто характер своих героев Гончаров раскрывал через их музыкальные предпочтения. Например, Марфинька из романа «Обрыв» пела романс Александра Варламова «Ненаглядный ты мой, как люблю я тебя» и арию Розины «Una voce poco fa» из «Севильского цирюльника» Джоаккино Россини: «…поет она звонко, чисто, и никакого звука любви не слышно в этом голосе… потом слышно, как она беспечно прервала пение и тем же тоном, каким пела, приказывает из окна Матрене собрать с гряд салату…»

Андрей Штольц из романа «Обломов» был любитель виртуозных пьес французского композитора Анри Герца, а Илья Обломов, как и сам автор, предпочитал вокальную музыку. Прекрасно пела героиня того же романа Ольга Ильинская. Среди ее любимых композиторов Франц Шуберт — автор камерных произведений. Этим Ольга отличалась от барышень, исполняющих лишь салонные романсы. И Обломов, и Ильинская восторгались оперой Винченцо Беллини «Норма». Каватина Нормы «Casta diva» лейтмотивом проходит через весь роман. Гончаров обращался к этой арии и до «Обломова», описывая пейзаж во «Фрегате «Паллада»: «Взошел молодой месяц и осветил лес… …Лес кажется совсем фантастическим. Это природная декорация «Нормы». <…> Пней множество, настоящий храм друидов: я только хотел запеть «Casta diva», как меня пригласили в совет, как поступить».

Островский: Чайковский и городской романс

Александр Островский дружил с молодым Петром Чайковским и по его просьбе переделал свою комедию «Воевода» в оперное либретто. Позднее Чайковский написал музыку для пьесы «Снегурочка», правда, эта постановка не стала популярной у публики. Спустя семь лет после премьеры сказкой заинтересовался Николай Римский-Корсаков, автор многих сказочных опер. Завершая работу над произведением, композитор сказал: «Кончая «Снегурочку», я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги». 10 февраля 1882 года на сцене Мариинского театра прошла премьера — зрители были в восторге.

Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки.

В свою «весеннюю сказку» Островский включил подлинные тексты народных песен. Именно «популярную музыку» — фольклор и романсы — он чаще всего использовал для создания особого настроения в своих произведениях. Главная певица в ряду героинь Островского — Лариса Огудалова из «Бесприданницы». Согласно авторским ремаркам эта девушка на выданье поет романс Александра Гурилева «Матушка, голубушка» о первой влюбленности. В пьесе также звучит романс Михаила Глинки на стихи Евгения Баратынского «Разуверение» («Не искушай меня без нужды»)«Уж я не верю увереньям, / Уж я не верую в любовь». А погибает героиня под звуки цыганского хора.

Похожим образом музыка создает эмоциональный фон в пьесе «Гроза». Начинается драма народной песней «Среди долины ровныя». А в последнем действии звучит старинный кант «Ночною темнотою покрылись небеса» на стихи Михаила Ломоносова. Обе песни поет часовщик-самоучка Кулигин.

 

 

Достоевский: Глинка и Штраус

Федор Достоевский был поклонником оперы и балета. В повести «Белые ночи» он упоминает балетную сцену из оперы Мейербера «Роберт-дьявол», а эпизод, где Мечтатель убеждает Настеньку написать письмо возлюбленному, перекликается со сценой из оперы Россини «Севильский цирюльник» — персонажи Достоевского распевают:

— Но письмо, письмо! Ведь прежде нужно письмо написать! Так разве послезавтра все это будет.
 — Письмо… — отвечала Настенька, немного смешавшись, — письмо… но…
<…>
— R, o — Ro, s, i — si, n, a — na, — начал я.
 — Rosina! — запели мы оба.

В 1840-е годы партию Розины пела знаменитая Полина Виардо. По отзывам современников, особенно искрометной в ее исполнении была как раз сцена с запиской.

Герой неоконченного романа «Неточка Незванова» — скрипач Ефимов, прототипом которого стал превратившийся к тому времени в мифическую фигуру скрипач-виртуоз Николо Паганини. Другой персонаж этого романа — любитель танцев Карл Федорович Мейер, «бесталанный фигурант, тщетно мечтающий попасть в балетную труппу».

Оказавшись на каторге в Сибири, Достоевский записывал фольклор заключенных. Многое из этого вошло в «Записки из мертвого дома». Рассказывая в «Записках», как тюремный оркестр исполнял народную Камаринскую, Достоевский восклицал: «Право, было бы хорошо, если б Глинка хоть случайно услыхал ее у нас в остроге». Писатель и композитор были лично знакомы, а «Руслан и Людмила» Глинки была любимой оперой Достоевского.

В XIX веке петербуржцы часто отдыхали в Павловске, где проводились летние концерты для отдыхающих. В 1856–1866 годах бессменным дирижером павловских концертов был Иоганн Штраус. В повести «Дядюшкин сон» Достоевский упоминает «упоительные звуки Штрауса»:

Вообразите же, что вы встречаетесь с ней потом, чрез несколько времени, в высшем обществе… Она танцует. Около вас льются упоительные звуки Штрауса, сыплется остроумие высшего общества, — а вы один, бледный и убитый вашею страстию!

 

Толстой: Шопен и Бетховен

В доме Льва Толстого часто собирались профессиональные музыканты, звучали произведения Бетховена, Гайдна, Моцарта, Глюка, Глинки. Особенно Лев Николаевич любил Шопена, он говорил: «Шопен в музыке — то же, что Пушкин в поэзии».

Однажды директор Московской консерватории Николай Рубинштейн устроил для писателя музыкальный вечер. «Может быть, никогда в жизни я не был так польщен и тронут в моем авторском самолюбии, — вспоминал присутствовавший на концерте Чайковский, — как когда Лев Толстой, слушая анданте моего квартета и, сидя рядом со мной, залился слезами». Чайковский включил в Первый квартет народную мелодию «Сидел Ваня на диване». Толстой чрезвычайно ценил фольклор, а после того концерта подарил Чайковскому сборник народных песен.

Толстой немало внимания уделял музыке в своих произведениях, через нее он раскрывал характер персонажей. Одна из сцен с участием Наташи Ростовой в «Войне и мире» — русская пляска:

Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала. Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, — эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, — этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de châle давно бы должны были вытеснить?

Писатель философски смотрел на музыку. В повести «Крейцерова соната», которая открывала изнанку несчастного брака, герой восклицал: «Вообще, страшная вещь музыка. Что это такое? Я не понимаю. Что такое музыка? Что она делает? И зачем она делает то, что делает?»

Название для произведения подсказал Николай Рубинштейн. Толстой однажды спросил его, какое произведение для скрипки и фортепиано тот считает самым значительным. Рубинштейн назвал «Крейцерову сонату» Бетховена. И вот герой Толстого слушает ее: «Разве можно играть в гостиной среди декольтированных дам это престо? Сыграть и потом похлопать, а потом есть мороженое и говорить о последней сплетне… тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки».

Чехов: домашний хор и Чайковский

Детство Антона Чехова прошло в Таганроге, где больше половины жителей были иностранцы — греки, итальянцы, англичане и немцы. Они устраивали концерты европейских исполнителей, в домах звучала музыка из «Травиаты» и «Трубадура» — известных опер Верди. Чеховы на досуге тоже музицировали, отец Павел Чехов даже организовал семейный хор. Михаил Чехов вспоминал: «Петь и играть на скрипке, и непременно по нотам, с соблюдением всех адажио и модерато, было его призванием. Для удовлетворения этой страсти он составлял хоры из нас, своих детей, и из посторонних, выступал и дома, и публично».

В 1888 году Антон Чехов познакомился с Петром Чайковским и посвятил ему сборник «Хмурые люди». Писатель и композитор планировали создать оперу «Бэла» по мотивам произведения Лермонтова, но в 1890 году Чехов уехал на Сахалин, а в 1893-м не стало Чайковского.

Опера Чайковского «Евгений Онегин» фигурирует в рассказе «После театра». Ариозо Ленского «Что день грядущий мне готовит» Чехов ввел в «Рассказ неизвестного человека» как лейтмотив, чтобы подчеркнуть непредсказуемость жизни главного героя — подпольного революционера.

Романс Чайковского на стихи Якова Полонского «Ночь» («Отчего я люблю тебя, светлая ночь») исполняет Маша — героиня повести «Моя жизнь»: «Вот она кончила, ей аплодировали, она улыбалась очень довольная, играя глазами, перелистывая ноты, поправляя платье, точно птица, которая вырвалась наконец из клетки, и на лице было нехорошее, задорное выражение, точно она хотела сделать всем нам вызов или крикнуть на нас, как на лошадей: «Эй, вы, милые!»

На страницах чеховских произведений можно встретить упоминание мелодий и других композиторов — Глинки и ДаргомыжскогоБородина и Шуберта, Гуно и Листа. Да и сами названия часто связаны с музыкой — «Скрипка Ротшильда», «Контрабас и флейта», «Певчие», «Хористка», «Тапер».

Булгаков: Берлиоз и Гуно

Михаил Булгаков приобщился к музыке в раннем детстве благодаря матери Варваре Покровской. В молодости он был завсегдатаем оперных театров. По сохранившимся в личном архиве писателя театральным билетам известно, что свою любимую оперу — «Фауста» Шарля Гуно — он слушал как минимум 41 раз. Эта опера фигурирует в тексте «Мастера и Маргариты». Цитата из «Фауста» Гете стоит эпиграфом к булгаковскому роману, оттуда же взято имя главной героини.

Многие имена в романе связаны с музыкальной сферой. У Коровьева прозвище — Фагот (язычковый духовой инструмент), директора варьете — Римского — ассоциируют с композитором Николаем Римским-Корсаковым, а фамилия профессора медицины — Стравинский. Михаила Берлиоза Булгаков напрямую связывал с композитором Гектором Берлиозом. Одно из сочинений последнего — «драматическая легенда» «Осуждение Фауста».

В опере Шарля Гуно Валентин прощается с сестрой перед уходом на войну и исполняет каватину «Dieu clement, o Dieu d'amour!» («Бог всесильный, бог любви!»). Появляется этот эпизод в «Белой гвардии», когда брат Елены Турбиной-Тальберг уходит на фронт:

Пианино показало уютные белые зубы и партитуру Фауста там, где черные нотные закорючки идут густым черным строем и разноцветный рыжебородый Валентин поет:
Я за сестру Тебя молю,
Сжалься, о, сжалься Ты над ней!

Опера «Фауст» стала судьбоносной для героя «Театрального романа» писателя Максудова: ее он услышал в момент, когда хотел покончить с собой: «Батюшки! «Фауст»! — подумал я. — Ну, уж это, действительно, вовремя. Однако подожду выхода Мефистофеля. В последний раз. Больше никогда не услышу». Со звуков «Фауста» начинается и первая пьеса Максудова.

Список литературы

Пушкин, А.С. Евгений Онегин : роман с тихах / А.С. Пушкни. – Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2014 . – 352 с.

Роман в стихах "Евгений Онегин" - самое известное и самое значительное произведение А. С. Пушкина, вершина русской поэзии и предмет многочисленных исследований. Пушкин начал писать роман в мае 1823 года, а закончил только осенью 1831 года, когда было написано "Письмо Онегина к Татьяне". Осенью 1823 года он сообщал друзьям: "...Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница..." Занимательный, легкий, основанный на любовной истории, переданной в манере доверительной беседы автора с читателем, и вместе с тем полный неразрешимых парадоксов и загадок. Противоречивость, многомерность, составляющие самую суть пушкинского романа, привлекают новые поколения читателей, позволяют открывать в нем новые смыслы.

Пушкни, А.С. Переводы и подражания. Комментированное издание с текстами на языке оригинала : сборник / А.С. Пушкин ; сост.  К.Н. Атарова, Г.А. Лесикс. – Москва : Радуга, 199 . – 448 с.

Пушкин называл себя "министром иностранных дел" на Российском Парнасе. Его связи с мировой литературой широки и многообразны. Настоящее издание поможет нагляднее выявить их. В нем представлены пушкинские переводы, вольные переложения, стилизации в духе того или иного источника, которые поэт нередко именовал "подражаниями". Гораций и Шекспир, Ариосто и Вольтер, Щенье и Парни, Байрон и Мицкевич, английские баллады и сербские народные песни предстанут читателям этого издания не только в переложении Пушкина, но и на языке оригинала, так как каждое пушкинское произведение дополняется расширенным комментарием, включающим и текст источника, послужившего "отправным пунктом" для творческого импульса русского поэта.

Пушкни А.С. Стихотвоерния. Поэмы. Евгений Онегин. Драматические произведения. Проза / А.С. Пушкин. – Москва : Эксмо, 2007. – 960 с., ил.

В книгу вошли стихотворения, поэмы ("Кавказский пленник", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы", "Граф Нулин", "Полтава", "Домик в Коломне", "Медный всадник"), роман в стихах "Евгений Онегин", драматические произведения ("Борис Годунов", "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы"), проза ("Арап Петра Великого", "Повести покойного Ивана Петровича Белкина", "Дубровский", "Пиковая дама", "Капитанская дочка»

Островский, А.Н. Пьесы. / А.Н. Островский. – Москва : Эксмо, 20058. – 880 с., ил.

Александр Николаевич Островский родился и вырос в Москве, в самом центре Замоскворечья, которое в то время было совершенно особым миром. Живших там людей, их взаимоотношения, их быт, живой и красочный язык купцов, чиновников и дворян Островский впоследствии воспроизвел в своих комедиях. Своими пьесами Островский создал школу настоящего русского драматического искусства, простого и естественного, чуждого всякой вычурности и аффектации.

Гончаров, И.А. Обыкновенная история : роман / И.А. Гончаров. – Москва : Советская Россия, 1987. – 304 с.

"Обыкновенная история" - блистательный дебют великого русского писателя Ивана Гончарова. Вот уже второе столетие она не перестает волновать и восхищать именно своей "обыкновенностью", вечно актуальным сюжетом о столкновении мечтаний, идеалов, юношеских надежд с обыденностью, с тем, что мы скрепя сердце называем "правдой жизни".nРомантичный и несколько сентиментальный юноша Александр Адуев переезжает из провинции в Столицу, к своему дяде - человеку расчетливому и прагматичному. Молодой человек проходит по пути взросления, разбивая в кровь сердце, разочаровываясь в себе; в собственных представлениях о любви, дружбе, предназначении человека. И вот уж перед нами спокойный, "правильный", ничем не интересующийся господин с потухшим взором, но приличным состоянием.nКакая, в сущности, обыкновенная история...

Гончаров, И.А. Обрыв : роман / И.А. Гончаров. – Москва : Художественная литература, 1980. – 718 с.

Роман "Обрыв", впервые опубликованный в 1869 году, вызвал страшный скандал в российской писательской среде: Тургенев открыто обвинил автора в заимствовании своих мотивов и даже целых сюжетных линий, - Гончаров же атаковал в ответ, обвинив уже самого Тургенева в плагиате "Обрыва", с которым тот был знаком в рукописях. Однако сейчас, когда эти страсти давно улеглись, а самостоятельность обоих произведений неоднократно доказана литературоведами, ничто не мешает читателям наслаждаться бурными и чуть ироническими страстями, кипящими на страницах бессмертного романа.
Художник Борис Райский, вообразивший себя этаким "идейным донжуаном", видит своей высшей целью то, что сам именует "пробуждение женщины для страстей". Однако намеченные им для "пробуждения" жертвы что-то не спешат падать к ногам соблазнителя - красивая молодая вдова заводит роман с другим, а юная воспитанница бабушки Бориса, помещицы Бережковой, Марфинька, предпочитает тихое семейное счастье с положительным и состоятельным молодым поклонником. Когда же в имение Бережковой Малиновку возвращается старшая сестра Марфиньки, таинственная и замкнутая Вера, события принимают совсем иной оборот - неудачливый обольститель Райский влюбляется в нее всерьез и по-настоящему…

Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М. Достоевский.-Москва Олма-Пресс Образование. – 2003. – 795 с.

"Преступление и наказание" (1866) Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881) - это социально-психологический роман с ярко выраженным философским подтекстом. Критик и публицист Василий Розанов писал: ""Преступление и наказание" - самое законченное в своей форме и глубокое по содержанию произведение Достоевского, в котором он выразил свой взгляд на природу человека, его назначение и законы, которым он подчинён как личность..." Герой романа - Родион Раскольников - студент, который "задавлен бедностью". Он поддался популярным в то время идеям о том, что все люди делятся на "тварей дрожащих" и "наполеонов". Так он решается на убийство злой и жадной старухи-процентщицы, чтобы разом изменить свою судьбу и поправить положение своей семьи. Философия вступает в конфликт с совестью и душевным состоянием героя: он не в силах справиться с тяжким бременем преступления.

Достоевский, Ф.М. Записки о русской литературе : Статьи, очерки, письма. –Ф.М. Достоевский. – Москва : Эксмо, 2006. – 448 с.

В размышлениях Ф.М.Достоевского о русской литературе находят отражение те же философские, социальные и нравственные идеи, которые легли в основу его великих романов. Точные и глубокие суждения писателя о Пушкине, Некрасове, Льве Толстом, о Гоголе и Белинском дают ключ к пониманию того, что составляет суть русской литературы не только как явления художественного, но и как пути духовного подвижничества.

Достоевский. Ф. Белые ночи / Ф. Достоевский. – Москва : ЭКСМО-ПРЕСС, 1998. – 864 с.

Санкт-Петербург. Лето. Белые ночи. Одинокий человек совершает привычную прогулку и не находит знакомые лица. Петербург пустеет — господа разъезжаются по дачам. Предаваясь грустным мыслям и мечтам, главный герой неожиданно встречает девушку. Так в повествовании появляется Настенька.

Молодые люди сближаются. Они встречаются белыми ночами, беседуют, затрагивая историю своей жизни. В одной из таких бесед Настенька рассказывает о бывшем постояльце, что квартировал в их с бабушкой доме. Тогда-то девушка и влюбилась в него. Любви не суждено было вылиться во что-то большее, ибо постоялец съехал, обещав вернуться через год. Ровно столько он отвёл себе для улучшения финансового благосостояния.

Прошёл год, бывший постоялец в городе, но с Настенькой так и не связался. Молодой человек, сам изнывая от любви к девушке, вызывается помочь той, дабы разрешить сложившуюся ситуацию.

Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы : роман / Ф.М. Достоевский. – Москва : АСТ, 2021. – 768 с.

"Братья Карамазовы" (1880 г.) — последний роман Достоевского, вершина его творчества, в каком-то смысле  главный труд всей его жизни и одно из величайших произведений в истории мировой литературы.

Загадка, связанная со смертью и кражей, полная накала и страстей любовная история, разворачивающаяся на глазах читателя семейная драма, сложные психологические перипетии, множество вплетенных в основную канву других остросюжетных линий — все это вместилось в роман "Братья Карамазовы", главной проблематикой которого является вопрос о Боге и бессмертии души. А в центре повествования, как всегда у Достоевского, — человек, терзаемый сомнениями, раздираемый страстями, жаждущий любви, власти, денег, мечущийся от добра ко злу и от зла к добру, ищущий свой путь, свою веру, своего Бога.

Роман лег в основу десятков экранизаций — отечественных и зарубежных — и все время становится предметом режиссерских экспериментов. Но, наверное, правы те, кто считает, что ни одна, даже самая талантливая, постановка не в силах передать всей глубины этой прозы.

Чехов, А.П. Ну, публика! : избранное / А.П. Чехов. – Москва : Дом, 1994. – 320 с.

Творчество Антона Павловича Чехова - классика, которая не теряет актуальности в наши дни. Оно интересно и подросткам, и взрослым. Эту книгу будет приятно и читать, и перечитывать. Рассказы и пьесы Чехова включены в школьную программу.

Для старшего школьного возраста.

Чехов, А. Чайка : Пьесы 1880-1904 / А. Чехов. – Москва : АСТ; Харьков : Фолио, 1999.- 688 с.

Чехов-драматург был и остается известен много больше Чехова-прозаика. По числу постановок, инсценировок, интерпретаций и экранизаций автор "Чайки" не уступает ни одному из общепризнанных классиков драматургии. А текст "Чайки" остается больше и глубже любой из ее интерпретаций.

Чехов, А.П. Избранное : Рассказы, повести, пьесы. Воспоминания писателей о Чехове / А.П. Чехов. – Москва : Эксмо, 2006 . – 640 с.

Основу тома избранных произведений Антона Павловича Чехова составляют рассказы, повести и пьесы, входящие в современные школьные программы по литературе.

  Книга будет интересна и взрослым читателям, которые смогут вновь обратиться к изучавшимся некогда шедеврам и неожиданно ощутить их неувядающую художественную свежесть, глубину и мудрость мыслей автора, живое присутствие его героев - открыть новое в, казалось бы, знакомых строках.

Булгаков, М. Белая гвардия : роман, повести / М. Булгков. – Москва : Эксмо, 2005. – 782 с.

"Белая гвардия"-это роман,написанный интеллигентом о судьбах и исканиях интеллигенции в эпоху революции и гражданской войны.Это история дворянской семьи,волею судьбы брошенной в лагерь белой гвардии,которую Булгаков пишет в традициях "Войны и мира". В издание также включены наиболее известные повести автора "Роковые яйца" и "Собачье сердце", а также рассказы и очерки

Булгаков, М. Мастер и Маргарита : Роман, рассказы/ М. Булгаков. – Москва : Эксмо, 2006 .- 672 с.

Томик Михаила Булгакова, стоящий на книжной полке, свидетельствует о хорошем вкусе читателя. Не случайно написанное этим автором без потерь пережило смерть советской литературы и сегодня читается как продолжение золотого фонда русской классики XIX века. В эту книгу вошли самый известный и по праву признанный лучшим произведением писателя роман "Мастер и Маргарита", а также его блестящие автобиографические рассказы и очерки - картинки жизни России эпохи гражданской войны и Москвы 20-х годов.

Бушен, А. Молодой Верди. Рождение оперы : роман / А. Бушен. – Ленинград : Музыка, 1989. – 368 с.

Книга посвящена знаменательному периоду жизни и творчества Дж. Верди, определившему его призвание оперного композитора. Ярко обрисованы окружение молодого композитора , общественно-политическая атмосфера, в которой складывались его эстетические воззрения. Рассказывается о создании первой из историко-героических опер Верди "Навуходоносор" ("Набукко", 1841).

 Для самого широкого круга читателей.

Сидельников, Л. Чайковский / Л. Сидельников. – Ростов-на-Дону : Феникс; Москва : Искусство, 1998. – 480 с.

Книга посвящена жизни и творчеству гениального русского композитора П.И.Чайковского, творческая биография которого рассматривается в контексте сложной и многообразной картины культурной и музыкальной жизни не только России, но и Западной Европы и Америки.

 Прослеживается путь эволюции творчества П.И.Чайковского, в связи с чем подробно рассматриваются и анализируются его произведения.

Тостой, Л.Н. Война и мирТом I-II : роман / Л.Н. Толстой. – Москва: Издательство Э, 2017. – 928 с.

Самый известный во всем мире роман гениального писателя вот уже третье столетие заставляет читателей сопереживать героям произведения. Роман о русской душе, о русском укладе жизни, о вечных вопросах, которые приходится решать каждому человеку наедине с собой. Все жизненные перипетии героев, происходящие на фоне исторических событий, произошедших в начале ХIХ века с Россией, на фоне кровавых событий войны 1812 года, обретают емкий философский смысл. Роман по глубине и охвату событий до сих пор стоит на первом месте во всей мировой литературе.

Стендаль. Жизнь Россини / Стендаль.- Москва : Аграф, 1999. – 448 с.

В увлекательной биографической книге великого французского писателя Стендаля описана жизнь одного из самых ярких и популярных композиторов XIX века Джоаккино Россини. Оперное творчество Россини предстает в контексте бурной музыкальной действительности его времени, на фоне закулисных интриг и театральных скандалов.Книга предназначена для широкого круга читателей.

Тароцци, Д. Верди / Д. Тароцци; пер. с итал. И. Константиновой. – Москва : Молодая гвардия, 1984. – 352 с.

Книга посвящена жизни и творчеству великого итальянского композитора Джузеппе Верди. Она написана на основе изучения множества работ о нем, научных исследований и популярных биографий. Автор использовал неизвестные ранее материалы и документы, неопубликованные письма. Все это позволило ему создать яркий и достоверный портрет композитора, раскрыть его сложный противоречивый характер и показать целую эпоху в истории музыки Италии.

Издание рассчитано на массового читателя.

Кремнев, Б. Шуберт / Б. Кремнев. – Москва : Молодая гвардия,1964. – 300 с.

Книга из серии «Жизнь замечательных людей» посвящена жизни и творчеству великого австрийского композитора Франца Шуберта, в ней кроме яркого художественного описания приводятся основные даты его жизни и творчества.

Валенси, Т. Берлиоз. /Т. Валенси. – Москва : Молодая гвардия, 1969. – 336 с.

Книга Теодора-Валенси посвящена жизни и творчеству великого французского композитора Гектора Берлиоза.

Перевод с французского Ю. А. Раскина, послесловие кандидата искусствоведения Б. В. Левика.

Бах. Моцарт. Бетховен. Мейкрбер. Шопен. Шуман. Вагнер / сост ЛИО Редактор. – Санкт-Петербург: ЛИО Редактор, 1998. – 576 с.

Переиздание книг о жизни и деятельности знаменитых композиторов из биографической библиотеки Ф. Ф. Павленкова «Жизнь замечательных людей», выпускавшейся в России вконце XIX — начале XX века. Текст печатается в новой орфографии. В необходимых случаях изменены написания имен и географических названий.

Лобанкова, Е. Глинка. Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни / Е. Лобанкова. – Москва : Молодая гвардия, 2019. – 591 с.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - одна из ключевых фигур в музыке и подлинный герой русской культуры. Невероятная, еще прижизненная, слава композитора способствовала возникновению вокруг него многочисленных мифов и домыслов. В представленной биографии воссоздается реальная, порой противоречивая личность Глинки. Впервые показано, как на его мировоззрение и творчество влияла принадлежность к русскому дворянству и европейскому высшему свету. Жизнь композитора рассмотрена в широком историческом контексте, дополненном рассказами о путешествиях, медицине, моде, семейном праве, издательском процессе, домашнем музицировании и др. Жизнь Глинки связана с царствованием трех императоров - Александра I, Николая I, Александра II - и национально-патриотической составляющей их политики, в частности с идеологией "официальной народности" в рамках Российской империи.

Автор биографии - Екатерина Лобанкова (Ключникова), кандидат искусствоведения, специалист по истории русской музыки - опирается на современные исследования по истории культуры и искусства, включая зарубежных авторов, и предлагает свою интерпретацию исторических фактов и свидетельств времени.

Морозов, С.А. Бах / С.А. Морозов; 2-е изд. – Москва : Молодая гвардия, 1984. – 254 с. : ил.

Автор книги, опираясь на документальные данные и на труды исследователей, прослеживает нелегкий, полный драматизма жизненный путь великого немецкого композитора первой половины XVIII века. В книге описаны долгие скитания Баха по городам и княжествам феодально-бюргерской Германии, его борьба за идеи искусства. Автор рисует Баха, создателя органных, вокальных, оркестровых произведений, наставника музыкантов, живым среди живых людей, в кругу его  современников.  Книга  рассчитана  на  массового читателя.

Махотин, С. Иоганн Себастьян Бах : исторический роман / С. Махотин .-Москва : Белый город, 2008. – 64 с.

Данная книга серии "Исторический роман" посвящена величайшему немецкому композитору и музыканту Иоганну Себастьяну Баху (1685-1750). Гениальный композитор творил музыку для многих инструментов, но самым любимым, самым родным для него был "король всех инструментов" - орган, этот "океан гармонии, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном своем спокойствии". Посредством этого инструмента Бах с необыкновенной мощью и виртуозностью сумел раскрыть перед слушателями эмоциональный мир, величественный и непостижимый.

Книга хорошо иллюстрирована. Произведения живописи помогают лучше представить эпоху, когда жил и творил величайший гений музыки.

Книга написана ярким и образным языком, с увлекательным "романным" сюжетом, на достоверном фактическом материале. Подобных книг на книжном рынке практически нет. Эта книга будет прекрасным подарком вашим детям, расширит их кругозор, приблизит к миру прекрасного.

Сегодня большинство музыкантов справедливо считают, что современная музыка во всем обязана Баху, что его произведения обладают такой силой, что даже неискушенный слушатель вряд ли может удержаться от восхищения. Потому наша книга рассчитана не только на учащихся музыкальных школ; она будет интересна широкому кругу читателей, как детям, так и взрослым, любящим не только классическую, но и современную музыку.

За дополнительной информацией

обращаться по адресу:

г. Усть-Лабинск, ул. Советская, 56.

МБУК «ЦРБ МО Усть-Лабинский район»

тел.: 4-11-98

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://biblio-ustlabinsk.info/

Страницы в соц.сетях:

https://vk.com/biblio_ustlabinsk

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении