Оригинал можно скачать Здесь!

 

 

 

Современная поэзия библиографический обзор

«У женщины все сердце, даже голова»

 

 

 

 

г. Усть-Лабинск

2022 г.

____________________________________________________________

 

ББК 83.3(2Рос=Рус)6

     К 87

«У женщины все сердце, даже голова»: современная поэзия : библиографический обзор/ МБУК «ЦРБ МО Усть-Лабинский район; [сост. Н.Ф. Горивенко]. – Усть-Лабинск, 2022. – 32 с.

     Пособие посвящено современным  русским поэтессам Л. Рубальской, Т. Снежиной, М. Семеной и О. Седаковой Издание содержит биографический очерк, информацию о произведениях поэтесс и  публикациях, о  жизни и творчестве.

     Издание адресовано преподавателям, студентам, библиотекарям, а также всем, кто интересуется творчеством русских поэтесс.

ББК 83.3(2Рос=Рус)6

                                                                К 87

©Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная районная библиотека муниципального образования Усть-Лабинский район» . 2022

Содержание

  1. Вступление 4
  2. Лариса Рубальская 5
  3. Татьяна Снежина      13
  4. Мария Семенова 19
  5. Ольга Седакова 24
  6. Список литературы 30

 

Вступление

На рубеже 1980-1990-х годов русская поэзия, как и русская литература в целом, испытала на себе влияние постмодернизма. Это можно объяснить, прежде всего, кризисным ощущением эпохи и стремлением выработать новые пути развития искусства. Постмодернизм — искусство, отвергающее правила, выработанные предшествующей культурной традицией. Мир воспринимается поэтами-постмодернистами как хаос, абсурд — отсюда смелые эксперименты в области формы и содержания, новаторство поэтического словоупотребления, скептическое отношение к авторитетам и подчас ироническая трактовка знакомых тем и образов.

На смену поэтам - «шестидесятникам» приходит плеяда молодых, полных решимости разрушить те правила и нормы, что существовали до них. Новое литературное поколение остро чувствует необходимость противопоставить что-то своё и достижениям «эстрадной» и «тихой» лирики. При этом в рамках современной русской поэзии сосуществуют два основных поэтических направления — концептуализм и мета реализм.

 Лариса Рубальская

Лариса Рубальская – российская поэтесса, автор песен и переводчица. Хотя Рубальская довольно поздно стала на поэтическую стезю, это не помешало ей сделать успешную карьеру и покорить сердца тысяч людей, ценящих стихи с глубоким смыслом. Множество композиций на слова Ларисы Алексеевны стали хитами и лауреатами «Песни года».

ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ

Будущая поэтесса родилась в столице 24 сентября 1945 года. Детские годы Ларисы пришлись на тяжелое время послевоенного восстановления. Отец Рубальской, еврей по национальности, вел в школе занятия по труду, а мама руководила хозяйственной частью того же образовательного учреждения. В 1949 году у Ларисы появился брат Валерий.

Активная девочка не любила уроки, ей было скучно просто сидеть и слушать учителей. Лариса обожала гулять на улице, свежий воздух и веселье. Соответствующую характеристику девушке дали преподаватели по окончанию школы: занималась уроками нерегулярно, продемонстрировала средние умственные способности, поэтому в институт поступать не рекомендуется. Тем не менее, указывалось, что Рубальская была активным участником школьной самодеятельности и хорошим товарищем.

После школы Лариса устроилась на свою первую работу – машинисткой в Литературном институте. Девушка прилежно трудилась, благодаря чему вскоре получила другую характеристику о том, что печатает без ошибок и вовремя приходит на работу.

Но надежду получить высшее образование Лариса не оставила. Девушка все же поступила в пединститут и начала изучать русскую филологию.

Окончив вуз, Рубальская пошла работать в школу, но продержалась лишь две недели. Основанием для увольнения стало короткое замечание на уроке в 5-м классе. Молодая учительница заявила учащимся, что в сказке «Морозко» представлен только один положительный герой и тот собака, лаявшая правду.

Позднее поэтесса неоднократно шутила по поводу своей трудовой книжки, напоминающей трехтомное издание. В молодые годы Лариса сменила много мест работы – она была учителем, корректором, библиотекарем. В 1973 году девушка решила изучить японский язык, для чего отправилась на специальные курсы. Успешно завершив обучение, Рубальская устроилась на должность переводчика. Много лет Лариса отдала этой работе, пока не решилась полностью посвятить себя творчеству.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Как автор песен, Рубальская проявила себя только после 40 лет. Сначала женщина прочитала свои стихи мужу, который отметил талант жены. Тогда мужчина решил показать стихотворения композитору Владимиру Мигуле. Вскоре ее первое произведение зазвучало – песню «Воспоминание», которую написала Рубальская, исполнила Валентина Толкунова. Но это было лишь начало поэтической биографии Ларисы Алексеевны. Со временем композиции на слова Рубальской начали звучать на каждом фестивале «Песня года».

В своих произведениях Лариса Алексеевна поднимала самые разные темы: любви, смысла жизни, одиночества и др. Однако главной темой творчества поэтессы стали размышления о женщине. Часто они имели автобиографический характер, поэтому впечатляли искренностью и глубиной. Раздумывая над своей жизнью, Рубальская в стихотворной форме рассказывала читателям, как это быть женщиной, анализировала женскую долю, мироощущение, возраст. Лариса Алексеевна часто использовала образ осени, который связывала как с возрастом, так и в целом со своей жизнью.

ЛАРИСА РУБАЛЬСКАЯ — ДОЧЕНЬКА

У тебя для грусти нет причины,

В зеркала так часто не глядись.

Замирают вслед тебе мужчины,

Если мне не веришь — обернись.

А ты опять вздыхаешь, в глазах печаль тая.

Какая ты смешная, доченька моя.

Как-будто что-то знаешь, чего не знаю я.

Какая ж молодая ты еще, доченька моя.

Мы с тобой уедем к морю летом,

В город, где магнолии в цвету.

Я открою все свои секреты,

Все твои печали отведу.

А ты опять вздыхаешь, в глазах печаль тая.

Какая ты смешная, доченька моя.

Как-будто что-то знаешь, чего не знаю я.

Какая ж молодая ты еще, доченька моя.

Посмотри на линии ладони,

Все поймешь, гадалок не зови.

Это ангел, нам не посторонний,

Прочертил там линию любви.

Пик популярности Рубальской пришелся на 90-е годы. В это время она написала роскошные стихи для песен «Живи спокойно, страна» и «Доченька моя», которые исполнила Алла Пугачова. Также слушателей покорила песня «Транзитный пассажир» Ирины Аллегровой, которую сочинила Лариса Алексеевна.

Не менее популярными стали другие работы поэтессы: «Странная женщина», исполненная Михаилом Муромовым, «Виноват я, виноват», безупречно спетая Филиппом Киркоровым, «Аргентинское танго» в исполнении Николая Баскова. Кроме того, композиции на стихи Рубальской появились в репертуаре Александра Буйнова, Татьяны Овсиенко, Валерия Леонтьева, Ларисы Долиной и др. Тем не менее, поэтесса всегда трудилась не с артистами, а композиторами, что придавало песням большую целостность.

В совокупности Рубальская сочинила около 600 стихотворений, многие из которых стали хитами. Часто поэтесса выступала в роли жюри песенных конкурсов. Также Лариса Алексеевна издавала сборники лирики, которые пользовались значительной популярностью у поклонников знаменитости.

Лариса Алексеевна никогда не боялась самоиронии и хорошего юмора. Она уверенно писала комические зарисовки о своих глупых привычках, старении, ошибках. Самые яркие стихотворения посвящены женщинам: «Охотница Диана», «Женщина в плаще», «Любаня» и др. Нередко стихи поэтессы использовались в качестве поздравительных строк на праздничных открытках.

 ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

 В своей личной жизни поэтессе приходилось столкнуться и с изменой, и с разочарованием. Первый муж Рубальской открыто встречался со своей бывшей женой, чем вызывал у Ларисы страшную ревность. Как отмечала поэтесса, иногда она чувствовала себя «Отелло в юбке». Только желание создать счастливую семью длительное время заставляло девушку мириться с выходками супруга, но это не спасло брак.

Когда Рубальской было почти 30 лет, подруга познакомила ее с приятелем друга – Давидом. Как позже признавалась поэтесса, мужчина не впечатлил ее с первого взгляда, но она согласилась на еще одно свидание. Однако и вторая встреча не пробудила сильных чувств, которые появились значительно позже.

Однажды Лариса поехала на отдых и оттуда писала Давиду интересные письма с яркими картинками из жизни. Но на всех рисунках она была изображена одинокой. Тогда мужчина решил исправить ситуацию и поехал вслед за Ларисой. В итоге, домой они вернулись уже в качестве пары. Спустя шесть месяцев Лариса и Давид поженились.

Супруг поэтессы – Давид Розенблат, по образованию был врачом-стоматологом. Для поэтессы он стал не просто мужем, а надежной опорой, другом, единомышленником и даже продюсером. Пара прожила счастливо вместе 33 года. В 2009 году после тяжелой болезни (инсульта, который привел к параличу) Давид Розенблат умер.

У супругов не было детей, но это не помешало их семейному счастью. В одном из интервью Лариса Рубальская отмечала, что они были похожими по ценностям и взглядам на жизнь, что и обеспечивало мир и благополучие в семье.

Лариса Алексеевна всегда любила хорошо готовить, что оценили друзья и поклонники поэтессы. Она даже выдала несколько кулинарных книг. Так, 2005 году был издан сборник рецептов «Кулинарная стихия, или Стихийная кулинария», а спустя два года появилось еще две книги – «Его величество Салат» и «Кулинарные рецепты на бис».

Поэтесса всегда открыто говорила о своих недостатках, не стеснялась возраста и внешности. Рубальская призналась, что делала пластическую операцию. При этом она заявила, что процедура была выполнена качественно, и позволила ей выглядеть намного лучше.

Лариса Алексеевна отмечала, что чувствует себя намного моложе настоящего возраста. В одном из стихотворений Рубальская выразила свое отношение к старению такими словами: «Я не хочу быть старой бабкой». Поэтесса добилась своего – и сегодня она остается жизнерадостной и энергичной женщиной.

Тем не менее, Рубальская считает, что женщины в возрасте должны вести себя подобающе. Она уверяет, что в прессе не появятся сообщения о ее романтических отношениях, так как уверенна, что дамы солидного возраста не должны кричать на всю страну о своих ухажерах.

ЗНАМЕНИТОСТЬ СЕГОДНЯ

Поэтесса продолжает активно участвовать в различных культурных мероприятиях. Так, в 2019 году Лариса Алексеевна стала героиней программы «Линия жизни» (канал «Культура»). В ходе передачи Рубальская рассказала об ярких моментах жизни, подтверждая слова строками из стихотворений.

Также женщина решилась на довольно смелый шаг – выступить в роли модели plus-size. Поэтесса поделилась фотографиями из показа известного бренда на своей страничке в «Инстаграм». Поклонники оценили как выход на подиум, так и смелость Ларисы Алексеевны.

Татьяна Снежина

Юное прекрасное одухотворенное лицо и грустные глаза. В памяти своих родных и тех, кто близко знал ее, Татьяна Снежина навсегда осталась молодой. У этой девушки было много талантов – она была поэтессой, певицей и композитором. Снежина просто не успела стать знаменитой при жизни, широкую известность она получила уже после своей кончины. Многие ее песни вошли в репертуар звезд российской эстрады. Музыка, написанная Татьяной Снежиной, часто звучит в кинофильмах, отечественных и зарубежных. Композиция «Позови меня с собой», которую исполнила Алла Пугачева, до сих пор пользуется огромной популярностью. В течение трех лет, с 1997 по 1999 годы, молодую поэтессу и композитора посмертно признавали лауреатом премии «Песня года».

ДЕТСТВО

Настоящая фамилия безвременно ушедшей поэтессы Татьяны Снежиной – Печёнкина. Она родилась в Ворошиловграде (Украина) 14 мая 1972 года. Ее отец был военнослужащим, к моменту рождения дочери Валерий Павлович носил погоны старшего лейтенанта. Мама, Татьяна Георгиевна, работала в должности технолога на местном заводе. Семья Печёнкиных воспитывала двух детей, Вадима и Таню. Девочке было только три месяца, когда ее отца перевели на новое место службы. Семья перебралась на Камчатку. На этом заснеженном полуострове с дымящимися вулканами они прожили почти десять лет.

В своих воспоминаниях о детстве Татьяна писала, что ее первыми впечатлениями о жизни были певучие украинские мелодии, льющиеся из радиоприемника и ласковая колыбельная мамы. На Камчатке тоже было совсем неплохо, девочка хорошо запомнила, сколько радости доставляла ей первозданная природа полуострова. Особенно хорошо было вечерами, когда завершалась дневная суета, и оставалось время, чтобы послушать, как весело трещат в печи березовые поленья, а нежные мамины руки порхают над клавишами, рождая прекрасную мелодию.

Внимательные родители быстро обнаружили, что у них растет талантливая дочка. Когда девочка немного подросла, мама стала обучать ее музыке.

В четыре года Таня уже устраивала концерты для своих домашних, пела, танцевала, декламировала стихи собственного сочинения.

В Петропавловске-Камчатском девочка пошла в школу. Когда Тане было десять лет, отец получил новое назначение, семья переехала в Москву.

Переезд в столицу нелегко достался чувствительной девочке, ее друзья и первая любовь остались за тысячи километров. Вечерами, после того, как все уроки были сделаны, она изливала свои мысли и чувства по поводу горькой разлуки на бумаге. Со временем Татьяна привыкла к столичной жизни, стала писать стихи не только о грустном, но и о подвигах, о любви к Родине. Ее творчество этого периода представляет собой сплав юношеского романтизма с философскими размышлениями о жизни.

Несмотря на свою явную склонность к творчеству, она еще в раннем детстве выбрала профессию врача. После окончания средней школы девушка поступила во Второй медицинский институт. Она старательно осваивала трудную науку, и занималась творчеством. Именно здесь у Татьяны впервые появилась своя аудитория, она много пела для однокурсников. Студенты записывали эти композиции на кассеты, распространяли среди своих приятелей, родственников и знакомых. Татьяна никогда не была амбициозной, она не считала этот период началом своей творческой карьеры. Ей просто нужно было делиться с друзьями светлой энергией своих песен, и она с удовольствием это делала.

ТВОРЧЕСТВО

Так прошло два года, затем Валерия Павловича перевели на новое место службы, в Новосибирск. И опять – разлука с друзьями, с привычным бытом. Печаль по прошлому дает толчок к новому витку творчества. Татьяна перевелась в местный медицинский ВУЗ, стала активно участвовать в песенных конкурсах. Ей хотелось записать свой первый сольный альбом. Коллеги из столичной музыкальной студии «КиС-С», с которыми певица случайно познакомилась, помогли ей в этом. В 1994 году молодая исполнительница записала свой первый альбом под названием «Вспомни со мной». В сборник певица включила 21 песню, среди которых была и композиция «Позови меня с собой» Тот год вообще был очень удачным для Татьяны, кроме записи пластинки, она впервые выступила в московском Театре Эстрады.

Девушка имела успех, о творчестве молодой певицы тогда много говорили на «Радио России». Именно в это время она решила взять себе творческий псевдоним, стала Татьяной Снежиной. После полосы удач начался период разочарований. Ей нужно было заканчивать учебу, и одновременно работать над созданием второго альбома. Татьяна как будто торопилась жить, старалась успеть сделать как можно больше. Но качество второго альбома, на который был потрачен целый год упорного труда, оставляло желать лучшего. Певица не могла выставить на суд поклонников несовершенную работу. Она стала подыскивать новый коллектив для реализации своих творческих проектов.

Через некоторое время она познакомилась с Сергеем Бугаевым, руководителем молодежного объединения «Студия-8», занимающегося развитием андеграундной рок-музыки. Песни юной исполнительницы затронули его душу, и он сам предложит Татьяне сотрудничество. Вместе они записали новую песню певицы «Музыкант». Аранжировщик студии Сергея Бугаева вспоминает, что работать с материалом этой исполнительницы было очень легко. Он был настолько совершенным, что почти не нуждался в обработке.

В этот период, как и всегда, Снежина жила очень активной жизнью. Она училась в ВУЗе, занималась хореографией, брала уроки вокала. Ее жизнь была расписана на годы вперед, в конце 1995 года должен выйти магнитоальбом певицы, несколько видеоклипов, через год девушка планировала выпустить компакт-диск.

При такой занятости у нее всегда находилось время для поэзии. Она писала всегда и везде – на салфетках в кафе, в транспорте, на лекциях в своих студенческих тетрадях, в библиотеке. Когда Сергей Бугаев ознакомился с творчеством поэтессы, он сказал, что материала для композиций ей хватит лет на двадцать. Но этого времени у Татьяны уже не было.

18 августа 1995 года Снежина и Бугаев представляли зрителям свой новый проект. Именно здесь, на выступлении, по какому-то наитию, певица исполнила две своих незаявленных композиции. Это были песни «Если я умру раньше времени» и «Звезда моя», текст которых оказался пророческим. Иногда исследователи творчества Снежиной упрекают поэтессу в том, что у нее было слишком много грустных, и даже трагических стихов, которыми она «накликала» беду.

Эти люди словно забывают, что творческие люди очень тонко чувствуют неясное приближение негативных событий, и стараются предупредить о них своих близких. Татьяна и сама всегда страдала из-за того, что некоторым русским поэтам и певцам отпущен столь короткий век. Она очень любила творчество Пушкина, Лермонтова, Высоцкого, считала их уход слишком ранним. Смерть Игоря Талькова, которого Снежина боготворила, стала настоящим потрясением для поэтессы.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Сергей Бугаев и Татьяна Снежина были очень увлечены друг другом, на 13 сентября 1995 года они запланировали свою свадьбу.

ПРИЧИНА ГИБЕЛИ

Трагическую гибель юной поэтессы часто называют нелепой. Она погибла в результате аварии, на взлете своей карьеры, молодой и красивой, рядом с любимым человеком. 19 августа Сергей, попросив у своих знакомых микроавтобус Ниссан, вместе с Татьяной и друзьями отправился на Алтай. Цель поездки была очень обыденной, молодые люди хотели приобрести хороший мед и облепиховое масло.

Через два дня компания путешественников возвращалась домой. На Чуйском тракте произошло столкновение микроавтобуса с грузовиком «МАЗ». Все шесть человек, находившиеся в автобусе, скончались. Сергея и Татьяну похоронили в Новосибирске, надев на них свадебные наряды. Позже тело Снежиной родители перезахоронили на столичном Троекуровском кладбище.

Татьяна успела написать более двух сотен стихов и песен. Ее творчество стало популярным, композиции Снежиной исполняли многое звезды – Иосиф Кобзон, Алла Пугачева, Лев Лещенко, Михаил Шуфутинский, Татьяна Овсиенко, другие артисты. Невероятную внутреннюю мелодичность поэзии Татьяны Снежиной оценили все ее коллеги, многих композиторов эта поэзия вдохновляет на создание новых песен.

Мария Семенова

БИОГРАФИЯ 

Мария Семенова считается основоположницей жанра славянского фэнтези. За свою биографию она сменила множество увлечений – от восточных единоборств до школы экстрасенсов, но жизнь ее подчинена написанию книг, и новые эмоции и знания нужны ей только для того, чтобы сделать описания драк, гаданий, обрядов и ритуалов в романах ярче и правдоподобнее.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Мария Васильевна Семенова родилась 1 ноября 1958 года в Ленинграде. Ее родители были учеными. Уже в детстве девочка чувствовала тягу к литературе и рано начала писать рассказы, но отец с матерью не одобряли творчества, считая его несерьезным занятием.

В 14 лет Марию заинтересовала история. Все началось с книги малоизвестного автора, рассказывающего о завоеваниях норманнов. Она сильно впечатлила будущую писательницу и положила начало увлечению этнографией. По словам Семеновой, тогда она прочла все, что только смогла достать о викингах – от художественной литературы до научных книг, после чего заинтересовалась славянами.

После школы девушка под влиянием родителей поступила в институт авиационного приборостроения, чтобы получить специальность инженера-электрика. 

ЛИТЕРАТУРА

Сложная учеба в техническом вузе не заставила ее позабыть о старых увлечениях: Мария продолжала изучать книги по истории и писать рассказы «в стол», но однажды решилась и отнесла в издательство повесть «Хромой кузнец». Там ее одобрили и пообещали: «Будем делать книжку», но свет дебютная работа в итоге увидела не скоро.

В 1985-м Мария Семенова подготовила для альманаха «Дружба» повесть «Что такое победа». В тот год СССР праздновал 40-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, и советские цензоры велели выбросить из журнала произведение с «кощунственным» названием.

Кроме заголовка, ничто другое в нем насторожить не могло – это была небольшая повесть о двух королях, которые спорят, кто из них кого победил, но, когда издательство попыталось заступиться за Марию, поступил приказ исключить ее из авторского состава. Так молодой писательнице пришлось «уйти в тень», а публикация дебютной книги оказалась отложенной на неопределенный срок. Семенова устроилась в НИИ инженером, но продолжила писать для себя.

Через год Мария встретила двух коллег-литераторов – Радия Петровича Погодина и Валерия Михайловича Воскобойникова, которые подбодрили ее и уговорили продолжить попытки опубликоваться. Писательница отнесла рукописи в детские журналы и получила согласие издателей, а через год вышла ее первая полноценная книга – «Лебеди улетают».

В 1992 году писательница решается всерьез заняться литературной карьерой. Она увольняется из НИИ, вступает в Союз молодых литераторов и предлагает издательству написанные ранее романы (в интервью она назвала их «20-летним трудом, измерявшимся в килограммах»). Успеха у публики они не имели, и Марии пришлось переключиться на переводы с английского.

Она работала под псевдонимом Гали Трубицыной и переводила в основном фэнтези о драконах, гоблинах и эльфах. Со временем писательница решает создать нечто подобное, но в русском стиле и на основе «родного» материала, используя свои наработки по этнографии.

Так появился знаменитый «Волкодав», который в 1996 году был отмечен Беляевской премией. Изначально он задумывался как трилогия, но в итоге вышла серия из шести книг («Волкодав», «Право на поединок», «Истовик-камень», «Знамение пути», «Самоцветные горы», «Мир по дороге»).

После него Семенова предложила читателям старые произведения, которые раньше были отклонены издателями, но с успехом первой книги получили новый шанс на жизнь: «Валькирия», «Лебединая дорога», «Два короля» и другие. На сегодня в библиографии Семеновой десятки собственных книг и 13 переводов, но вопреки стереотипам произведений в жанре славянского фэнтези среди них сравнительно немного.

«Журналисты прочно навесили мне ярлычок бульварной писательницы, – посетовала Мария Васильевна в интервью. – Знакомство со мной эти деятели телекамеры и пера начинали словами “Вашу книжку я не читал...”».

Ближе всего Семеновой жанр исторического романа. Также она обращалась и к детективам («Заказ», «Те же и скунс», «Год Людоеда»), объяснив это желанием «похулиганить». Герой серии «Скунс» – современный народный мститель, идущий по следам неуловимого Людоеда. Есть у нее и научно-популярная историческая энциклопедия «Мы – славяне!», а также художественный пересказ языческих мифов «Поединок со Змеем».

В 2005 году Семенова получила премию «Аэлита», в 2007-м – премию «Мир фантастики», а еще через год – «Роскон». По мотивам ее книг написаны песни (например, «Волкодав» группы «Мельница»). В «Преступлении без срока давности» Ф. Разумовского и «Вкусе крови» Е. Милковой имя писательницы также стоит на обложке, но при этом она не принимала участие в написании текста, а только в разработке оригинальной идеи.

В соавторстве с Екатериной Мурашовой Мария Васильевна написала роман «Уйти вместе с ветром» (впрочем, поклонники отмечают, что следов пера Семеновой в книге почти не видно), а с Екатериной Гуровой – цикл «Аратта».

В 2006 году вышел боевик «Волкодав из рода Серых Псов», основанный на цикле Семеновой. Через год картина вошла в список самых кассовых фильмов в российском прокате, собрав $17,1 млн. Позже фильмография писательницы пополнилась сериалом «Молодой волкодав».

Несмотря на восторги публики, самой Семеновой не понравилась ни одна экранизация: по ее словам, в них оказался стерт тот протест против незнания своих корней, этнического и познавательного безличия, что она вложила в основу книг, а на выходе получился «усреднённый инкубаторский сказочный боевичок». Единственное, что одобрила Семенова, – это выбор исполнителя роли Волкодава (Александр Бухаров).

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

По словам самой писательницы, ее личная жизнь не блещет событиями и представляет собой одно сплошное «не» – не замужем, нет детей, да и стремления к любовным отношениям тоже нет. Семья Марии Васильевны – отец, кошка и две собаки.

С юности у нее необычайно много увлечений: кроме изучения славянских мифов, Мария ходила на айкидо, чтобы точно описывать в романах сцены рукопашного боя, ездила верхом, ходила под парусом и даже посещала школу экстрасенсов. Новые впечатления нужны ей для написания книг.

Семенова не увлекается социальными сетями и не выкладывает фото в Интернет: страницы в «Инстаграме» и Фейсбуке» ведут ее поклонники.

МАРИЯ СЕМЕНОВА СЕЙЧАС

Сегодня Мария Семенова продолжает писать в жанре реалистической и исторической прозы. Она также пишет стихи и иногда берется за переводы с английского.

В 2018 году на Московской международной книжной выставке-ярмарке писательница презентовала новый цикл «Братья» («Царский витязь», «Железная бездна»). Действие книг происходит в мире «Волкодава» за несколько столетий до появления персонажа на свет, вскоре после ядерной катастрофы. Несмотря на то, что в них тоже описываются драконы-симураны, Бог Грозы, Звездный путь, «никакая тень Волкодава над романом не витает, это совершенно самостоятельная история». Сейчас в цикле уже 3 книги.

 Ольга Седакова

СЕДАКО́ВА Ольга Александровна (26 декабря 1949, Москва) — русский поэт, филолог, философ. В период застоя одна из ключевых фигур так называемой «второй культуры» или «догутенберговской словесности». Почти не публиковалась в Советском Союзе, тексты выходили в свет в самиздате и тамиздате. Переводит западную поэзию (в диапазоне от Горация до Пауля Целана), философскую и духовную прозу. В филологических исследованиях и эссеистике размышляет о важнейших темах мировой культуры. Преподает на философском факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Входит в попечительский совет Свято-Филаретовского православно-христианского института. Кандидат филологических наук (1983), доктор богословия (2003). Первый и единственный лауреат Ватиканской премии имени Владимира Соловьева «Христианские корни Европы» (1998), задуманной как церковная альтернатива Нобелевской премии по литературе.

 ТВОРЧЕСТВО

 Поэзия и проза Ольги Седаковой проникнуты метафизическими размышлениями об основополагающих вещах. Она смотрит на мир глазами верующего человека. Поэтому ее произведения, даже те, где напрямую не говорится о Боге и потустороннем мире, не могли увидеть свет в атеистическом государстве: слишком резок был контраст с бесцветной бодростью разрешенных стихов. Столь же велика разница с разуверившейся во всем на свете поэтикой постомодерна. Ольга Александровна не отрицает трагичность существования, в особенности свойственную веку мировых войн и тоталитарных режимов («Над всем, чего мы захотели, гуляет какая-то плеть. / Глаза бы мои не глядели. Да велено, видно, глядеть»). Однако в ее творчестве запечатлены и «вспышки нового неба и новой земли», «мира побежденной смерти» и «совершенной свободы» (из эссе «Свобода как эсхатологическая реальность», 2006). Голос надежды и сострадания звучит сильнее, чем голос отчаяния, причем надежда — зрячая, сострадание — деятельное: само творчество, само служение слову в условиях сатанинской действительности становится недюжинным поступком («На земле, сытой ложью и пьяной / в час ее надо мной торжества, / в тихом цирке Диоклетиана / не умру, но останусь жива»).

По словам Сергея Аверинцева, «поэтическому сознанию Ольги Седаковой свойственно проверять себя по неподвижным звездам, как говорили в докоперниковскую пору», «по наиболее общим ориентирам европейской поэтической традиции», в первую очередь по творчеству Данте и Рильке.

В стихах Седаковой действительно видна живая связь с многотысячелетней европейской культурой, та «способность всемирной отзывчивости и полнейшего перевоплощения в гении чужих наций, и перевоплощения почти совершенного», о которой в «Пушкинской речи» говорил Достоевский. Отзывчивость проявляет себя как на уровне тем и образов, так и на уровне формы. Скажем, в книге стихов «Тристан и Изольда» находит новое воплощение средневековая легенда, а «Стансы в манере Александра Попа» написаны редчайшим вариантом и без того архаичного александрийского стиха, так называемыми «героическими куплетами» (шестистопный ямб с обязательной цезурой после третьей стопы и попарными мужскими рифмами: «А эти все, кто мучает других, / кто скверными губами скверный стих / разжевывает, кто сует в гробы / учебники рабов: мы не рабы, – / кто хочет зла, как будто зло – еда, / и сам себе отвратен навсегда / и выветрится, как кухонный чад, – / мне жалко их. Но пусть они молчат»).

В то же время перевоплощение не выглядит театральной игрой, равно как архаикой, скорее новаторством и чуть ли не единственным способом разговора о важнейшем (о жизни со смертью, о вере с неверием, о счастье с горем), когда слова обесцветились, девальвировали. Опять-таки по мнению Сергея Аверинцева, поэт работает «с прозрачностью охлажденного слова, и вместо богатства словаря – очень жесткий отбор лексики, до того универсально-всеобщей, что как бы уже и ничьей, Божьей».

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

В эссеистике Ольга Седакова говорит о мужестве быть свободным и живым, сохранять верность разуму, не поддаваться искушениям опустошенности, цинизма, иррациональности. Одна из наиболее обсуждаемых работ последних лет — вначале прочитанная в 2005 в Архангельске, а затем несколько раз переизданная открытая лекция «Посредственность как социальная опасность». В ней Ольга Александровна говорит о том, что быть посредственным — не фатальная неизбежность, а сознательный выбор человека, совершающего отказ от личной ответственности и душевного труда. Он отсекает духовно-нравственную сферу жизни. Его действия обусловлены общественным мнением или принуждением государства, то есть опосредованы. Поэтому посредственности противостоит не врожденная гениальность, одаренность, исключительность, а непосредственность, умение совершать поступки в соответствии со своей природой и внутренними побуждениями. Посредственный человек соглашается быть одураченным ради собственной безопасности, но в итоге получает лишь иллюзорную безопасность. Непосредственный человек готов на жертву и тем самым обретает свободу.

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Ольга Седакова родилась в семье военного инженера. Получила строгое воспитание: «От вида разболтанности мне физически плохо» (источник). Больше всего времени в детстве проводила с няней, крестьянкой из Орловской области, и с бабушкой. Обе исповедовали православие. Их речь, южный и северный диалект, увлекала больше, чем язык родителей. Деревенская и дачная жизнь привлекала больше городской.

В 1956-57 Ольга жила в Пекине, где работал военным советником отец. Там пошла в первый класс русской школы замкнутого городка для советских граждан. Возможно, детские впечатления отразились в зрелой книге стихов «Китайское путешествие» (1991).

Ольга сочиняла стихи с раннего детства, около пяти лет посещала литературную студию Дворца пионеров на Ленинских горах, публиковалась в «Комсомольской правде», однако уже к 17 годам стихи печатать отказались как слишком «заумные» и «религиозные».

В 1967 Ольга поступила на филологический факультет МГУ, где овладела основными европейскими языками. Круг общения в молодости составляли ученые-гуманитарии, музыканты, художники; в гораздо меньшей степени — поэты и прозаики. Большое влияние на мировоззрение оказали лекционные курсы и семинары Сергея Аверинцева, Михаила Гаспарова, Юрия Лотмана, философские факультативы Мераба Мамардашвили, Александра Пятигорского. До сих пор одна из ключевых тем в творчестве Ольги Александровны — апология разума, прозрачности и трезвости мысли и речи.

В 1973 году защитила дипломную работу по славянским древностям, в 1983 году — кандидатскую диссертацию. Зарабатывала на жизнь обзорами новейшей гуманитарной литературы, в 1983–1990 годах служила референтом по зарубежной филологии в Институте научной информации по общественным наукам АН СССР.

Художественные произведения и филологические работы Ольги Александровны почти не выходили в свет на родине. Отдельные тексты и сборники стихов распространялись в машинописных и рукописных копиях, публиковались в зарубежной и эмигрантской периодике. Первая полноценная книга «Ворота, окна, арки» вышла лишь в 1986 году (издательство YMCA-Press).

В 1989 году Ольга Седакова впервые выехала за рубеж. С тех пор постоянно участвует в научных конференциях и поэтических фестивалях Европы и Америки, читает курсы лекций в зарубежных университетах (в частности — о русской поэзии в Висконсине и Стэнфорде, о Данте — в Милане).

С 1991 сотрудник Института мировой культуры на философском факультете МГУ. C 1996 входит в попечительский совет Свято-Филаретовского православно-христианского института.

УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ

Доктор богословия honoris causa [лат. ради почета] (2003). Степень присвоена факультетом богословия Минского европейского гуманитарного университета.

Кандидат филологических наук (1983). Диссертация «Погребальная обрядность восточных и южных славян» защищена в аспирантуре Института славяноведения и балканистики АН СССР.

 

Список литературы:

Рубальская, Л.А. Танго утраченных  грез : стихотворения / Л.А. Рубальская. – Москва : Эксмо, 2012. – 352 с.

Рубальская, Л.А. Кольцо горячих рук / Л.А. Рубальская. – Москва : Эксмо, 2006. – 352 с.

 Рубальская, Л.А.  Плесните колдовства: стихотворения, проза / Л.А. Рубальская. - Москва : Эксмо, 2015. - 416 с. : ил.

Седакова, О. Путешествие волхвов. Избранное / О. Седакова. – Москва : Логос; Итака; Русский путь, 2005. – 272 с.

Семёнова, М. Кубик из пластмассы : Стихотворения / М.Семёнова. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. – 176 с.

Снежина, Т. О Любви / Т.Снежина. – Москва : Эксмо, 2010. – 352 с.

За дополнительной информацией

обращаться по адресу:

г. Усть-Лабинск, ул. Советская, 56.

МБУК «ЦРБ МО Усть-Лабинский район»

тел.: 4-11-98

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://biblio-ustlabinsk.info/

Страницы в соц.сетях:

https://vk.com/biblio_ustlabinsk

www.odnoklassniki.ru/profile/559528166558

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении