Оригинал можно скачать Здесь!

Военная поэзия библиографический обзор

«Кто  говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»

г. Усть-Лабинск

2022 г.

____________________________________________________________

ББК 83.3(2Рос=Рус)6

     К 87

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»: военная поэзия : библиографический обзор/ МБУК «ЦРБ МО Усть-Лабинский район; [сост. Н.Ф. Горивенко]. – Усть-Лабинск, 2022. – 40 с.

     Пособие посвящено русским поэтессам военного времени  А.Ахматовой, Ю. Друнина, О. Берггольц, М. Алигер. Издание содержит биографический очерк, информацию о произведениях поэтесс и  публикациях, о  жизни и творчестве.

     Издание адресовано преподавателям, студентам, библиотекарям, а также всем, кто интересуется творчеством русских поэтесс.

ББК 83.3(2Рос=Рус)6      

                                                                К 87

©Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Центральная районная библиотека муниципального образования Усть-Лабинский район» . 2022

Содержание

 

 

  1. Вступление 4
  2. Анна Ахматова 5
  3. Юлия Друнина                                                                 16
  4. Ольга Берггольц 20
  5. Маргарита Алигер 29
  6. Список литературы 36

 Вступление

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от этого события. Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной народной войны против врагов нашей Родины».

«У войны не женские глаза» — этот тезис был верен на протяжении долгих столетий.

Пережить огонь, ужас войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость, чудовищность войны заключается в том, что вместе с мужчинами плечом к плечу встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

Сущность войны противоречит человеческой природе, а тем более женской природе. Не было на свете ещё ни одной войны, которую бы развязали женщины, никогда участие их в войне не считалось нормальным и естественным.

В голосах женщин – поэтов (Юлии Друниной, Ольги Берггольц, Маргариты Алигер) творчество и подвиг слились воедино. В чистозвонном слове живет душа подвига, светлая, верная. Не выцветающие краски их палитры рисуют то трагическое время в незабываемых образах, интонациях. 

Анна Ахматова

Яркая, талантливая, самобытная, неповторимая. Именно такими словами хочется охарактеризовать Анну Ахматову, поэтессу, которая за свою долгую жизнь пережила две революции и две мировых войны, узнала на себе, что такое сталинские репрессии и смерть самых дорогих людей. Она выходила замуж три раза, но ни один из браков не принес ей настоящего женского счастья. Ее сын тоже подвергся политическим репрессиям, и до последнего считал, что для матери важнее ее творчество, а не он. Долгие годы ее стихи были под запретом, некоторые увидели свет спустя два десятилетия после ее смерти. О жизни и творчестве Анны Ахматовой снято множество картин, ее биография вдохновляет на творчество многие поколения талантливых людей.

Анна Ахматова известна не только своим поэтическим наследием, она была переводчицей и литературоведом. В 1965 и 1966 годах номинирована на Нобелевскую премию по литературе. Ее считают самой выдающейся поэтессой Серебряного века.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Родилась Анна Горенко (Ахматова это творческий псевдоним) 23 июня 1889 года в Одессе, в районе, который назывался Большой Фонтан. Ее отец – Андрей Горенко был потомственным дворянином, отставным инженером-механиком флота. В возрасте 37 лет он женился второй раз. Его избранницей стала Инна Эразмовна Стогова, тридцати лет от роду. За одиннадцать лет брака они родили шестерых детей, трое из которых умерли от туберкулеза в разные годы. Анна была третьей по счету, и тоже в свое время переболела чахоткой, но сумела выжить.

Анечке исполнился годик, когда семья перебралась в Петербург, где Андрею Горенко присвоили чин коллежского асессора и назначили на должность чиновника по особым поручениям в Госконтроле. Детские годы будущей поэтессы прошли в Царском Селе – это место осталось в ее воспоминаниях навсегда. В сопровождении няни Анна гуляла в Царскосельском парке, в котором в свое время прогуливался поэт Пушкин. Все дети знали светский этикет. Анна рано научилась читать, благодаря азбуке, автором которой был Лев Толстой. Французский девочка начала учить в пять лет, она просто слушала и запоминала все, чему учила старших детей приходящая учительница.

Чтобы продолжить образование, Анну отдали в Мариинскую женскую гимназию. Свои первые стихотворения девочка написала в одиннадцать лет. Ее вдохновили не Пушкин и Лермонтов, к пониманию их поэзии она пришла гораздо позже. Анна могла часами слушать, как мама декламирует произведения Державина или стих «Мороз, Красный нос», автором которого был Николай Некрасов.

Анна Горенко всеми силами души полюбила Петербург, и всегда считала его родным. И хоть каждое лето семья уезжала на отдых в Севастополь, она рвалась домой. Ей нравилось в Петербурге все – улицы, парки, величественная Нева. Анна совсем затосковала, когда ее родители развелись, и мама увезла ее в Евпаторию, а после они поселились в Киеве. Ахматовой тогда было шестнадцать.

В Евпатории она продолжила обучение, но училась дома, а потом ее отправили в Фундуклеевскую гимназию Киева, где она и окончила последний класс. После выпуска из гимназии Горенко продолжила образование на Высших женских курсах. Она выбрала юриспруденцию, но потом поняла, что из всех предметов ей больше всего нравится история права и латынь, а юридическое дело навевало на нее тоску. Поэтому она оставила эти занятия, уехала в Петербург и поступила на историко-литературные женские курсы, которые вел Н.П.Раев.

СТИХИ

Творческих людей в семействе Горенко не было. Как сказала впоследствии сама поэтесса, «сколько видит глаз кругом», нет ни одного поэта. Только родственница по материнской линии Анна Бунина была поэтессой и переводчицей, но она была дальней родней. Отцу очень не нравилось занятие дочери, и он попросил никогда не подписывать свои творения настоящим именем, чтобы не позорить его фамилию. Ни один стих не вышел под настоящим именем поэтессы. В ее генеалогическом древе нашлась бабушка-татарка, родословная которой тянулась к хану Ахмату, имя которого и стало производным для псевдонима – Ахматова.

В годы учебы в Мариинской гимназии Анна впервые увидела Николая Гумилёва, который впоследствии прославился своими стихами. Они переписывались несколько лет, а в 1910-м она стала его женой. Местом венчания была выбрана Николаевская церковь, которая сохранилась до нынешних времен в деревне Никольская Слободка недалеко от Киева. В то время имя Гумилёва уже гремело в литературной среде.

После венчания молодожены отправились в Париж, где провели медовый месяц. Ахматова впервые побывала в Европе и была потрясена ее красотой. После возвращения Николай представил свою жену литературному обществу Петербурга, и она сразу привлекла к себе пристальное внимание. Первым делом все обратили внимание на ее величественную красоту – высокая, смуглая, с царственной осанкой и горбинкой на носу, она очень понравилась представителям литературной богемы.

Но не только «ордынской» внешностью поразила всех Ахматова. Ее поэзия дышала любовью, она посвятила этому великому чувству практически все свои произведения. Тогда в моде были два направления в искусстве – футуризм и акмеизм, Анне было ближе второе.

      1912 год принес Анне Ахматовой не только счастье материнства, но и настоящий прорыв в ее творчестве. В этом году она стала мамой своего единственного сына, которого назвали Львом, и опубликовала первый небольшой сборник поэзии «Вечер». Спустя многие годы, Ахматова скажет, что это были «бедные стихи пустейшей девочки», но это случится гораздо позже, а в 1912-м именно эти стихи принесли ей первую славу и первых читателей.

В 1914 году поэтесса выпустила еще один сборник поэзии под название «Чётки». После его выхода Анна получила массу хвалебных откликов от критиков и поклонников, которые отзывались о ней, как о самой модной поэтессе тех лет. Анна больше не нуждалась в протекции Гумилёва, она добилась большей славы, чем ее муж. Спустя три года, в 1917-м, вышла третья книга Ахматовой, которую она назвала «Белая стая». Тираж ее был по тем временам очень внушительный – две тысячи штук. В 1918-м Ахматова и Гумилёв расстались.

Николай Гумилёв был арестован и летом 1921 года расстрелян. Анна долго не могла смириться с этой утратой, несмотря на расставание, он оставался отцом ее сына и человеком, который помог ей войти в поэтический мир.

Жизнь Анны Ахматовой начала резко меняться в середине 20-х годов. Ее взяли под наблюдение в НКВД, ее стихи больше не издают, и все, что она пишет, становится достоянием стола. Много поэзий Анны потерялось при переездах. Ее стихи называли упадническими, провокационными, антикоммунистическими. Естественно, что поэзия с таким клеймом в СССР не печаталась, а сама поэтесса находилась в постоянной опале.

В жизни Ахматовой наступили тревожные времена. И волновалась она не за себя, а за близких и родных, в первую очередь за сына. Осенью 1935 года пришли за ее сыном и третьим мужем Николаем Пуниным.

Их держали под арестом несколько дней, но поэтесса прекрасно понимала, что ее покой утрачен навсегда. С той самой осени она почувствовала, как постепенно кольцо гонений и преследований вокруг нее становится все плотнее.

В 1937 году НКВД начало собирать на поэтессу материалы, подтверждающие ее контрреволюционную деятельность.

В 1938 году Льва Гумилева арестовали и отправили на пять лет в исправительно-трудовой лагерь. Анна доведена до отчаяния, практически все ее время проходит в тюремной очереди, она ходит в Кресты, чтобы отнести сыну передачу. Доведенная до отчаяния, Ахматова изливает свои переживания в цикле стихов, получивших название «Реквием», которые на протяжении двух десятков лет она боялась издавать.

Чтобы как-то помочь сыну выйти из заключения, Ахматова отдает в печать свой новый сборник, названный «Из шести книг». Он вышел в 1940 году и состоял из старых, прошедших цензуру стихотворений, и написанных недавно, «правильных» поэзий, которые пришлись по душе партийной власти.

В годы войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент. В 1945-м она возвращается в город своей юности – Ленинград, а вскоре переезжает в Москву.

Жизнь поэтессы понемногу начала налаживаться, сын вышел на свободу, ее печатают. Однако это продолжалось совсем недолго. В 1946 году Союз писателей заклеймил ее творчество, а спустя три года снова арестовали ее сына. Он получил десять лет лагерей. Это событие окончательно сломило поэтессу, она написала множество писем с просьбой об освобождении Льва Гумилёва, но Политбюро ни разу не удостоило ее ответом.

После освобождения Лев заявил матери, что она больше любит свои стихи, чем родного сына, и на долгие годы отдалился от нее.

Понемногу жизнь поэтессы начала налаживаться, а вошла в нормальное русло только в 50-х годах. В 1951 году ее снова приняли в Союз писателей и начали печатать ее произведения. В 60-е годы Ахматова была удостоена итальянской премии и стала автором еще одного сборника под названием «Бег времени». Поэтесса получила докторскую степень, присвоенную ей Оксфордским университетом.

Анна Ахматова была уже в преклонном возрасте, когда стала хозяйкой собственного жилья. Благодаря ленинградскому «Литфонду» у нее появилась небольшая дача в поселке Комарово. Домик был совсем крошечным, состоящим из комнатки, коридора и веранды.

     Мебели не было, поэтесса спала на жесткой кровати с ножками из кирпичей, настоящего стола не было, вместо него использовала старую дверь. Стену украшал рисунок итальянского художника Модильяни с ее изображением и старинная икона, собственность первого мужа.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Анна не была писаной красавицей, но было в ней что-то такое, что заставляло сердца мужчин биться сильнее. Она поражала всех супергибкостью. В юные годы она перегибалась назад и могла зубами поднять с пола платок. Ей завидовали известные Мариинские балерины, даже они не могли похвастаться такой пластикой. Но самой большой особенностью Ахматовой были ее глаза, которые постоянно меняли цвет. Одним они казались серыми, другим зелеными, а третьи были уверены, что они имеют небесно-голубой оттенок.

Анна сумела сразить Николая Гумилева с первой же встречи. Но тогда она была серьезно увлечена Владимиром Голенищевым-Кутузовым, который не видел ее в упор. Страданиям юной гимназистки не было предела, она даже хотела повеситься, используя для этого торчащий со стены гвоздь. Все обошлось, стена оказалась глиняной, и он выпал из нее.

В чем-то Анна наследовала в личной жизни свою мать. Она была замужем три раза, но ни в одном из браков не стала счастливой. Ей изменяли, она изменяла. Николай Гумилёв, ставший ее мужем в 1910 году, любил ее до самой своей смерти, однако умудрился стать отцом внебрачного ребенка, о котором было известно всем. Он не считал Анну гениальной поэтессой, и не понимал, почему ее стихи пользуются такой популярностью, ему самому они не очень нравились. В 1918-м они расстались, хотя семья фактически распалась еще в 1914 году.

После того, как Анна осталась одна, она еле отбивалась от поклонников. Она вызывала страсть у графа Валентина Зубова, который заваливал ее букетами роз и не мог унять дрожь в ее присутствии. Однако Анна предпочла ему Николая Недоброво, потом оказалась в объятиях Бориса Антрепы.

Практически сразу после развода с Гумилёвым Анна вышла замуж за ученого востоковеда Владимира Шилейко. Но семейная жизнь не сложилась, он оказался очень ревнивым, особых достатков не приносил, иногда приходилось жить впроголодь. От него Анна ушла в 1922-м, и была очень рада своей свободе.

Прошло всего шесть месяцев, и Анна снова собралась под венец. На этот раз за искусствоведа Николая Пунина. Однако и в этом браке она не стала счастливой.

Пунин занимал должность заместителя наркома просвещения Луначарского, и после развода жил в квартире вместе с первой женой и дочерью. Анна была вынуждена терпеть такое соседство, и даже «сбрасываться» с ними деньгами на еду. Сын Ахматовой до 17 лет воспитывался у бабушки, а когда приезжал навестить мать, то ему приходилось спать в холодном коридоре, как сироте, до которого никому нет дела. Николай Пунин тоже был арестован вместе с сыном Ахматовой, и умер в 1953 году в лагере под Воркутой.

     Потом в жизни поэтессы появился врач-патологоанатом Гаршин, но перед самым бракосочетанием он увидел во сне покойную мать, которая умоляла его не жениться на колдунье. Перепуганный доктор отменил свадьбу.

ВОЙНА

Война застала Ахматову в Ленинграде. В августе и сентябре, уже во время блокады, она оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала: «С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища...» Тогда же, в сентябре 1941 года, когда Ленинград постоянно бомбили, поэт выступала на радио, по словам О. Берггольц, «как истинная и отважная дочь России и Ленинграда». В октябре больную Ахматову эвакуировали из осаждённого города. Об этом времени она вспоминала: «До мая 1944 года я жила в Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала стихи раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий зной древесная тень и звук воды. А ещё я узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела.

В мае 1944 года я прилетела в весеннюю Москву, уже полную радостных надежд и ожидания близкой победы. В июне вернулась в Ленинград».

Великую Отечественную войну Ахматова восприняла как искупление народом греха революции и безбожия. Её стихи военных лет выдержаны в духе советской поэзии и снова появляются в печати. Стихотворение «Мужество» было напечатано в газете «Правда» 8 марта 1942 года:

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова, —

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

«Великое русское слово» выступает как символ народа. Стихотворение обращено к вечному, и эта главная идея сконцентрирована в его последнем слове — «навеки». Идея «Мужества» и других военных стихов Ахматовой не сводится к пафосу борьбы с врагом, она заключается в том, что народ совершает небывалый подвиг во имя духовной свободы.

Ахматова в годы войны пишет не о себе, а о женщине вообще, матери, для которой все дети — родные: первый дальнобойный немецкий снаряд в Ленинграде «равнодушно гибель нес / Ребёнку моему», словно о родном (и живом: «Постучись кулачком — я открою») пишет она в эвакуации о погибшем иод бомбами маленьком сыне её соседей по Фонтанному Дому («Памяти Вали», 1942), и даже старинная статуя в Летнем саду, заботливо укрываемая землёй, для неё «доченька» («Nox. Статуя “Ночь” в Летнем саду», 1942).

СМЕРТЬ

Анна Ахматова умерла 5 марта 1966 года. Это стало настоящим потрясением для ее поклонников, хоть ей на то время уже было 76. Она долго болела, периодически лечилась от туберкулеза. Смерть наступила во время ее пребывания в Домодедово. Перед самой кончиной она хотела ознакомиться с Новым Заветом, найти сходство написанного в нем, и в тестах рукописей кумранов.

Тело поэтессы отправили в Ленинград, власть имущие побоялись, что начнутся диссидентские волнения. Местом упокоения Ахматовой стало Комаровское кладбище. Лев Гумилёв так и не простил свою мать, они не виделись на протяжении нескольких лет.

Вместо памятника сын распорядился выстроить на могиле Ахматовой стену из камня, с небольшим окошком, точную копию стены в Крестах, куда она приходила с передачами. Вначале по желанию самой поэтессы ей поставили деревянный крест, а спустя три года заменили его на железный.

Память об Анне Ахматовой хранят многочисленные музеи, которые расположены не только в ее любимом Санкт-Петербурге, но и во многих городах на постсоветском пространстве.

Юлия Друнина

 

Юлия Друнина – талантливая советская поэтесса, известная своими стихами о войне. Ее произведения очень тонкие и проникновенные, они и сегодня продолжают оставаться актуальными.

Поэтесса Юлия Друнина знакома многим людям, увлеченным поэзией. Юлия прошла Великую отечественную войну, поэтому многие ее произведения посвящены военной теме. Стихи Друниной наполнены романтикой, любовью к Родине, патриотизмом, поэтому никого не оставляют равнодушным.

ДЕТСКИЕ ГОДЫ

Юлия родилась в 1924 году, 10 мая, в интеллигентной семье. Родители девочки жили в Москве. Мама работала в библиотеке, а отец преподавал историю детям в той школе, в которую впоследствии пошла учиться маленькая Юля.

Вся биография Юлии тесно связана с литературой. Способность к стихосложению проявилась у девочки в детстве. Она писала стихи о природе, о любви, о своих мыслях и чувствах. Девочка мысленно переносилась в своих произведениях в дальние страны, представляла рядом с собою очаровательного принца. Юля активно занималась в литературном кружке. Она много раз принимала участие в различных конкурсах юных поэтов.

ВОЙНА

Будущее оказалось совсем не таким, как представляла его себе Юля в своих детских стихах. Началась война с фашистами. Сразу же после выпускного Юлия Друнина, еще не достигшая совершеннолетия, записалась в санитарную дружину добровольцем. Чтобы попасть на фронт, ей пришлось скрыть свой настоящий возраст.

Юлию направили в глазной госпиталь работать санитаркой. Медперсонал не только выполнял свои непосредственные обязанности, но еще и помогал добровольцам возводить оборонительные сооружения. Через некоторое время Юлия получила ранение на фронте.

Вылечившись от ранения, Юлия поступила в школу, готовившую младших авиаспециалистов. После ее окончания девушку направили в штурмовую роту на Дальний Восток. Находясь там, она узнала о смерти своего отца и поехала в столицу на его похороны. После этого на Дальний Восток Друнина уже не возвращалась. Приехав в Москву, она добилась, чтобы ее перевели на Западный фронт.

Юлия была направлена в стрелковую дивизию, находившуюся в тот момент в городе Гомель (Белоруссия). Через некоторое время Друнину опять ранили. Вылечившись от ранения, она вновь возвратилась на передовую. Юлия воевала в Белоруссии, потом – в Прибалтике. Незадолго до конца войны она была сильно контужена и комиссована, после чего возвратилась в столицу.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Война, ворвавшаяся в юность Юлии, оставила в ее душе неизгладимый след. Она написала множество стихов о военных годах, наполненных невыразимым горем, страхом, постоянными лишениями и страданиями.

Вернувшись с войны в Москву, Юлия стала вольным слушателем столичного Литературного института. Впервые ее взрослые стихотворения были напечатаны в 1945 г. в журнале «Знамя». Через три года читатели смогли познакомиться с ее первой книгой «В солдатской шинели».

В Союз писателей Друнину приняли в 1947 году. Это стало признанием ее поэтического таланта и неплохой материальной поддержкой.

В 1955 году вышла вторая книга Юлии Друниной, получившая название «Разговор с сердцем». Вслед на ней вышло еще несколько книг – «Тревога», «Современники», «Ветер с фронта». Стихи Юлии быстро стали популярными. Их трогательные, пронзительные строки оказывались родными всем людям, пережившим войну.

В 1970-х годах вышли сборники стихов «Бабье лето», «Окопная звезда», «Я родом из детства». Произведения Друниной начали часто публиковать в различных журналах и газетах. Написала Друнина и прозаическое произведение – повесть «Алиска», в которой рассказывалось о принесенном домой из леса лисенке. В 1979 году Друнина выпустила книгу автобиографического содержания под названием «С тех вершин».

В 1990-м поэтесса была избрана народным депутатом Верховного Совета. Она с воодушевлением начала работу, намереваясь отстаивать права бывших фронтовиков и афганцев, но в скором времени покинула депутатский корпус, осознав бесполезность этой должности для практических действий.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Первой любовью Юлии стал командир ее дивизии, которому поэтесса посвятила несколько своих стихов. Через некоторое время он погиб на войне, подорвавшись на мине.

В 1944 году Юлия познакомилась с поэтом Николаем Старшиновым и через два года вышла за него замуж. У Николая и Юлии родилась дочь, которой дали имя Елена. Долгой и счастливой личной жизни у Юлии и Николая не получилось. В 1960 году супруги развелись.

Причиной развода стала влюбленность Юлии в известного сценариста Алексея Каплера. В 1979 г. Каплер скончался, а Юлия очень долго не могла с этим смириться.

СМЕРТЬ

Осенью 1991 года Юлия Друнина неожиданно для всех покончила с собой. Она была подавлена развалом Советского Союза, разрушением тех идеалов и страны, за которые сражалась. В предсмертной записке она призналась, что не в силах жить в этом ужасном, построенном для дельцов мире.

Друнина открыла в своем автомобиле выхлопную трубу, после чего заперлась в гараже. Последней просьбой Юлии, которую она озвучила в предсмертной записке, было похоронить ее на столичном Старокрымском кладбище, около Алексея Каплера.

Ольга Берггольц

Ольга Берггольц — известная поэтесса, драматург, прозаик, журналист. В 1938-м ее арестовали по делу «Литературной группы», полностью  реабилитировали в 1939-м. В 1951 году получила Сталинскую премию, награждена орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Ольга Берггольц. Это имя хорошо знакомо всем петербуржцам, и нынешнему поколению, и особенно тем, кто еще помнит ту страшную блокаду, в которой оказался их любимый город в Великую Отечественную войну. До этого Ольга писала детские книжки, которые называли милыми, славными, приятными, но не более. А потом вдруг резкое превращение в поэта, ставшего олицетворением стойкости Ленинграда. Ее голос звучал каждый день из репродукторов замерзающего города, и вселял веру в победу, давал силы и надежду дожить до освобождения. Все понимали, если голос «блокадной Мадонны» звучит в эфире, значит город жив, он не сдался и держит оборону.

ДЕТСТВО

Родилась Ольга Берггольц 16 мая 1910 года в Петербурге. Ее отец — хирург Федор Берггольц,  в свое время окончил Дерптский университет, имел шведско-немецкие корни. Мама — Мария Берггольц (в девичестве Грустилина), выходец из интеллигентной семьи, получила хорошее образование. Кроме Оли (или как ее называли домашние Ляля) в семье подрастала младшая дочь Мария (ласковое имя Муся). Девочки росли под присмотром мамы, гувернантки и няни.

У Берггольцев был старинный дом, расположенный близ Невской заставы. Их мирной жизни пришел конец после того, как грянула революция, а за ней гражданская война. Отца забрали на фронт. В Питере началась настоящая разруха, голод, и мама с дочерьми уехали в Углич. В качестве жилья они использовали бывшую келью в монастыре, холодную и сырую комнату. Военное время хорошо врезалось в память будущей поэтессы — они голодали, боролись со вшами и находились в крайней нищете. В этом городе Оля пошла в первый класс. Вернуться в родной город на Неве удалось только после возвращения отца с фронта, он перевез семью обратно.

Мама старалась сделать из своих дочерей тургеневских барышень. Она читала им поэзию классиков, приучала любить хорошую музыку. Революция помешала сестрам поступить в  гимназию, а потом и в институт благородных девиц. Теперь на моду большое влияние оказывали отголоски революции. Нужно еще отметить, что отец семейства был убежденным атеистом, именно он пытался внушить дочерям, что кисейные барышни остались в прошлом, что религия это предрассудок.

Ольга сумела быстро перестроиться на новый лад, теперь она училась в трудовой школе № 117, в четырнадцатилетнем возрасте вступила в пионеры, потом стала комсомолкой. Именно в те годы девушка написала свой первый стих, которому дала название «Пионерам».

В пятнадцать лет Берггольц начала посещать собрания молодежного литературного объединения «Смена» в рабочем клубе. Там собиралась талантливая молодежь, звучали стихи их сочинения и проходили встречи с известными литераторами. Именно там Ольга познакомилась с Владимиром Маяковским, Эдуардом Багрицким, Иосифом Уткиным. Известные мэтры делились собственным опытом с новичками, давали дельные советы, слушали произведения начинающих литераторов.

ЛИТЕРАТУРА

Свои первые робкие произведения четырнадцатилетняя Берггольц отправила в заводскую стенгазету. На следующий год стих «Песня о знамени» появился на страницах советской газеты «Ленинские искры». Именно с них и началась творческая биография Ольги Берггольц.

Первый раз начинающую поэтессу похвалил Корней Чуковский. Это произошло во время поэтического вечера их литературного объединения, на котором присутствовал уже именитый литератор Чуковский. После того, как худенькая девочка прочла свое произведение «Каменная дудка», он обнял ее и сказал, что ее ждет прекрасное будущее.

Однако стремительного развития творческой карьеры у Берггольц не случилось. В 20-х годах прошлого века, таких как Ольга, было очень много. С короткими стрижками, в штурмовках под цвет хаки, с воодушевленным взглядом, они стремились показать свою значимость. Ольга была одной из них, и о настоящей славе могла только мечтать. В 1926-м Берггольц и ее друг по литобъединению Борис Корнилов, ее первая серьезная влюбленность, поступили на курсы искусствоведения. После того, как курсы закрыли, молодые люди продолжили обучение в ленинградском университете на филологическом факультете.

Для прохождения преддипломной практики Ольга уехала во Владикавказ. После сурового Питера природа Кавказа показалась ей сказочно красивой, ее просто распирало вдохновение. Она побывала во всех уголках Осетии, посетила строящуюся гидроэлектростанцию, бродила без устали по горам, и писала, писала, писала. Хотя в то время это можно было назвать скорее пробой пера, чем настоящим литературным творчеством, стихи получались невыразительными и достаточно слабыми.

На протяжении двух с половиной месяцев Ольга написала три десятка публикаций, которые появились в газете «Власть труда». Она побывала во всех городах и селах, расположенных вдоль Военно-Осетинской дороги. Работа журналистом стала хорошим уроком жизни, она изучала людей, постепенно формировала собственное мировоззрение. Девушке так понравилось на Кавказе, что она решила вернуться туда после получения диплома университета.

Однако у судьбы были совершенно другие планы на юную поэтессу. После окончания вуза она уехала в Казахстан. Ольга и ее второй муж Николай Молчанов жили не в самых комфортных условиях, однако это не мешало ей быть по настоящему счастливой. Рядом был любимый человек и работа корреспондента в издании «Советская степь». В это время она стала автором многочисленных очерков, статей, рассказов, издала свой первый сборник поэзий под названием «Зима-лето-попугай».

В 1931-м Берггольц вернулась в родной город, ставший Ленинградом. Поэтесса нашла себе работу в газете завода «Электросила». Спустя четыре года она выпустила еще одну книгу, которую назвала лаконично — «Лирика». Ольга стала членом Союза писателей. Вроде бы жизнь текла ровно и хорошо, но трагические события тех лет прервали ее размеренное течение.

После того, как был убит Сергей Киров, в Ленинграде прошли серьезные «чистки». Весной 37-го в советской прессе появились публикации, в которых обвинение выдвигалось группе литераторов, среди которых был и Борис Корнилов, экс-супруг Берггольц. Ольгу обвинили в связи с опальным литератором, и как пособника «врага народа» выгнали из Союза писателей, а потом и с работы. Она нашла себе работу в школе простым учителем русского языка и литературы.

В начале 1938 года правительство СССР приняло постановление, получившее название «Об ошибках парторганизаций». Для Ольги это была надежда на то, что ее перестанут преследовать. Спустя некоторое время ее снова приняли в СП, а осенью того же года она вернулась на прежнюю должность в заводской газете. А вот Борису Корнилову повезло меньше — его расстреляли, хотя в 1957-м полностью реабилитировали.

Но настоящее испытание ждало поэтессу впереди. В декабре 1938-го за ней приехали. Ее обвинили в троцкизме и участии в террористической группе, которая занималась разработкой теракта, целью которого было убийство Климента Ворошилова и Андрея Жданова. Во время допросов Ольгу били так, что у нее случился выкидыш. Силой заставили подписаться под признательными показаниями, и ей «светил» расстрел.

Берггольц выбралась из заключения благодаря помощи писателя Александра Фадеева, что оказалось для нее полнейшей неожиданностью. В ее деле появились сведения, что с нее просто выбили показания. Не остался в стороне и супруг — Николай Молчанов, который поддерживал Ольгу как мог. Однако насладиться тихим семейным счастьем у супругов не получилось, началась война.

ВОЙНА

Николай Молчанов ушел воевать, хоть мог отсидеться дома по причине инвалидности. В начале 1942 года его эпилепсия обострилась, он оказался в госпитале, где и умер 29 января того же года. Весной 42-го отец Ольги попал в категорию социально опасных элементов из-за своего немецкого происхождения, и был сослан в Красноярск. У самой Берггольц развилась дистрофия, и чтобы поэтесса выжила, друзья настояли на ее отъезде в столицу. Ольга вернулась в родной город спустя два месяца, поступила на работу на радио, ее голос звучал из репродукторов ежедневно, в каждом доме и квартире изможденные ленинградцы ждали ее стихов, как  надежду на то, что город обязательно выстоит.

Передачи Берггольц на радио, которые она вела в блокадном Ленинграде, после победы собрали в сборник под названием «Говорит Ленинград». В произведении «Ленинградская поэма» Ольга сумела воссоздать образ заключенного в блокаду города. Это произведение стало самым пронзительным среди всех, посвященных осажденному городу. В те годы Берггольц пишет еще две поэмы — «Памяти защитников» и «Февральский дневник».

После победы Ольга издала книгу, получившую название «Дневные звезды». Это своеобразный философский дневник, в котором обобщалось все, что довелось пережить поэтессе в годы войны. Страна оценила ее заслуги, Берггольц получила несколько орденов и медалей. Но для нее это признание мало значило, главным оказалось то, что ее любил народ, который придумал для нее звание «ленинградская Мадонна». Самая знаменитая строчка Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто», появилась на мемориале Пискаревского кладбища.

Однако и после войны, после всенародного признания, биография поэтессы складывалась трудно. Ольгу обвиняли за то, что среди ее друзей есть Анна Ахматова, сборник «Говорит Ленинград» полностью убрали из всех библиотек. Зимой 1948-го умер отец Ольги.

Все эти переживания сильно повлияли на психику Берггольц — она оказалась в «психушке».

После проведенного курса лечения поэтессу выписали, она занялась написанием пьес, которые пользовались большим успехом в театрах города на Неве. В 1950-е годы в столице опубликовали двухтомник ее произведений. Дневники, которые Ольга вела все эти годы, после ее смерти забрали в специальное хранилище. Спустя много лет, в 1990-м они вышли в трех томах. Только тогда читатели смогли узнать, как Берггольц относилась к властям, допустившим столько страшных человеческих потерь на той войне. Память об Ольге Берггольц живет в документальном фильме «Как невозможно мы жили».

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Женского счастья поэтесса практически не знала. Ее первой любовью стал талантливый поэт Борис Корнилов, с которым она рассталась по причине его алкоголизма. Их жизнь состояла из множества расставаний и примирений, которые изматывали душу Берггольц. В итоге Борис оставил ее, несмотря на то, что у них уже родилась дочь. Их последняя встреча состоялась практически накануне его расстрела.

Спустя некоторое время в личной жизни Ольги появился Николай Молчанов, ставший ее вторым мужем, и самым важным мужчиной для нее. Он умел закрывать глаза на скоротечные романы супруги, готов был носить ее на руках.

В 1931 году у них родилась дочь, которую назвали Майей. Девочка умерла через год, а в 1936 году не стало и старшей дочери Ирины. Доктора обнаружили у нее больное сердце. После этого Ольга еще несколько раз беременела, но все это заканчивались выкидышем, последний из которых случился во время ее ареста в 1938 году.

Когда в 1942 году не стало Николая Молчанова, в жизни Ольги наступила черная полоса. Ей просто не хотелось жить, а тут еще условия блокадного города,  голод и изнеможение. Если бы не Георгий Макогоненко, который работал в радиокомитете, то неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба поэтессы.

Об этой своей любви Ольга написала пронзительные строки, получившие название «Бабье лето». Но и этим отношениям не судилось длиться долго, под тяжестью повседневной рутины и будней, исчезли чувства. Георгий бросил Берггольц ради другой женщины. Всю свою жизнь, до самого ухода в мир иной, Ольга не убирала с тумбочки портрет Николая Молчанова, своего второго супруга.

СМЕРТЬ

«Ленинградская Мадонна» умерла 13 ноября 1975-го, в возрасте 65 лет. Она хотела покоиться на Пискаревском кладбище, рядом с теми друзьями, кто умер во время блокады. Однако вопреки ее воле, местом упокоения Берггольц стали Литературные мостки Волкова кладбища. Памятник на ее могиле появился только в 2005 году, спустя тридцать лет после смерти.

В память о выдающейся поэтессе назвали две улицы, одна из них в Санкт-Петербурге, вторая в Угличе.

Маргарита Алигер

 Маргарита Иосифовна Алигер (урожденная Зейлигер) ~ русская советская поэтесса, переводчица, журналистка, военный корреспондент. Лауреат Сталинской премии второй степени (1943) за поэму «Зоя» о Зое Космодемьянской.

Маргарита Алигер начинала свое творчество с переводов стихов поэтов соседних республик.

Основной чертой стихотворений поэтессы является создание героико-романтического образа современника, который прослеживается через многие стихи. Именно подобные произведения снискали наибольшего одобрения у литературных критиков и считаются по праву вершиной творчества Маргариты Алигер.

Когда началась Великая Отечественная война, творчество изменило свой курс. В связи с тем, что поэтесса тяжело переживала данный период, многие ее работы стали посвящены военным подвигам и в целом событиям на фронте.

Всего Маргаритой Алигер было написано порядка полутора десятка книг и сборников стихов.

РОДОМ ИЗ ОДЕССЫ


       В сентябре 1915 года в еврейской семье Зейлигер родилась девочка. Она была единственным ребенком своих родителей, и они души не чаяли в маленькой Маргарите. Ее отец много работал: делал переводы с иностранных языков, давал частные уроки, чтобы обеспечить семью, престарелых родителей и брата-инвалида. Все свободное время он отдавал дочери, обучая ее музыке.
      Вероятно, его неудачная попытка поступить в консерваторию породила желание сделать из Риты великую пианистку. Но особых способностей в этом направлении девочка не проявляла. Да и усидчивой ее нельзя было назвать. Маргарита гоняла с мальчишками голубей, карабкалась по деревьям, огорчая своих родителей. Но самым любимым ее занятием было преодолевать непокорные волны, а потом сидеть на берегу, покрывшись мурашками, и сочинять стихи.
Отец девочки умер, когда ей было шесть лет, но он успел воспитать в ней любовь к прекрасному, в том числе, и к поэзии. Книги она полюбила еще в раннем детстве и особенно увлекалась русской классикой. Огромное влияние на Маргариту оказала школа и замечательные педагоги, которые устраивали литературные вечера и экскурсионные поездки для детей. Со своим классом она объездила Крым, Кавказ и побережье Днепра. Все это позитивным образом сказалось на ее становлении.
     В эти годы Рита пытается подражать любимым поэтам, но вскоре разочаровывается в своем творчестве и, считая себя неудачливой поэтессой, поступает в химико-технологический техникум по окончании школы. Проработав на заводе по специальности два года, девушка осознает, что кроме литературы у нее нет другого призвания, и она, оставив родную Одессу, отправляется в Москву.

ЖИЗНЬ В СТОЛИЦЕ


      В Москве Рита окунается в мир творчества. Несмотря на то, что рядом нет родных и приходится снимать крохотную комнатушку без удобств, девушка не впадает в отчаяние, а напротив, начинает настойчиво работать. Она много пишет и упорно отправляет свои произведения в разные редакции. Наконец, в журнале “Огонек” в 1933-м впервые публикуют ее стихи. Эта удача словно окрылила юную поэтессу. Она начинает активно посещать литературные вечера, знакомится с популярными писателями и сама выступает со своими стихотворениями.
        Девушка без труда поступает на вечернее отделение Литературного Университета. Вместе с уже известными тогда Симоновым, Матусовским и Долматовским Маргарита, теперь уже взявшая фамилию Алигер, пишет стихи дружественному народу Испании и выступает с ним на торжественном собрании. Теперь ее имя начинают ставить в один ряд с литературными знаменитостями того времени.
       В тридцатые годы поэтесса много путешествовала по стране, посетив практически все союзные республики. Именно в это время начинается ее переводческая деятельность. Благодаря Алигер советский читатель познакомился с творчеством поэтов братских республик и стран. Своеобразие лирики Леси Украинки, Квитко, Неруды, Арагона, Вургуна зазвучало и на русском языке, выходя из-под пера Маргариты Иосифовны.
Теперь ее стихи с удовольствием печатали во многих издательствах. Поэтесса стала с гордостью говорить, что ощущает себя настоящим строителем светлого общества будущего с мудрым, великим и справедливым товарищем Сталиным во главе. Как и многие коллеги, и сверстники Алигер, она стала заложницей своего времени.

ВОЙНА И ЛИЧНЫЕ ТРАГЕДИИ

 В конце тридцатых годов Маргарита опубликовала три книги своих стихотворений и вышла замуж за выпускника Московской консерватории, начинающего талантливого композитора. Молодожены испытывали большие материальные трудности, но это было не самое страшное, что приготовила им судьба. После тяжелой болезни скончался их годовалый сын. А в начале войны муж Маргариты отправился на фронт добровольцем и погиб в первом же бою.
      Кажется, невозможно описать горе матери и жены словами, но Алигер выплескивает свою нестерпимую боль в строки, которые заставляют читателя ощущать истинную горечь человеческой утраты. Поэтесса говорила, что после смерти мужа сама живет с пулей в сердце, и каждая вещь Константина, оставшаяся в их доме, является дорогим памятником его жизни, особенно, пианино, за которым Константин написал яркие и мелодичные произведения на стихи Маргариты.
       Позже строки Алигер легли на музыку многих советских композиторов и увидели свет как сборник “Красноармейские песни”. Несмотря на череду личных трагедий, Маргарита Иосифовна готовит к изданию следующий сборник, посвященный людям на переднем крае войны. Тем, кто защищает Родину, и тем, кто остался в тылу. Она сотрудничает с газетой, работает в центральной прессе, выезжает с выступлениями на фронт и почти год находится в осажденном Ленинграде. В те годы цикл ее стихов о блокадном городе часто передавали по радио.
           Когда пресса сообщила, что фашистами повешена комсомолка Зоя Космодемьянская, Маргарита Алигер сразу же поняла, что ей необходимо написать о подвиге партизанки. Она стала собирать необходимый материал, встретилась с мамой, учителями и друзьями школьницы, ее товарищами по отряду, прочла записные книжки и дневники Зои и еще раз утвердилась во мнении, что это ее тема. Поэма “Зоя” была написана на одном дыхании и получила Сталинскую премию.                   Пятьдесят тысяч рублей этой награды были перечислены автором на вооружение армии.
Надо сказать, что в поэме прославляется не только подвиг Зои Космодемьянской. Алигер восхваляет Сталина, превознося его на недосягаемые высоты. Конечно, вождь всех времен и народов не мог не читать этих хвалебных строк. Но тогда Маргарита не кривила душой. Она так чувствовала, так писала. И весь советский народ смотрел на Иосифа Виссарионовича, как на символ победы. Уже спустя много лет, после развенчания мифа о величии Сталина, поэтессе предложили переписать некоторые строки поэмы, на что она ответила отказом.
            Вскоре была написана драма “Сказка о правде”, постановки которой в театрах всей страны прошли с огромным успехом. Затем появилась грандиозная поэма “Твоя победа”, которую сама автор считала лучшим произведением своего творчества. Действительно, энергетика этого произведения настолько сильна, что “Зоя” кажется легкой поэтической разминкой. Но этому произведению не суждено было завоевать популярность.
          Возможно, потому что героиня поэмы - обычная женщина-труженица, которая изо дня в день вкладывает свой труд в Великую Победу. Она не совершает больших подвигов, но ведь жизнь не состоит только из них. Возможно, произведение не получило добро на переиздание, потому что в нем Алигер впервые поднимает еврейский вопрос, определяя свою принадлежность словами “мой народ”. Даже во время “оттепели” в этом усмотрели политическую некорректность.

ХОЛОДНАЯ ОТТЕПЕЛЬ

           Когда к власти пришел “великий знаток и ценитель искусства” Никита Хрущев, он заявил, что литература должна быть партийной. А такие, как Зощенко и Ахматова - это люди с чуждыми ценностями. Тогда же досталось и Алигер, которую глава партии критиковал и называл “вредным элементом”. Маргарита Иосифовна сразу же выступила в одной из газет с покаянием и начала писать под диктовку партии. Такое решение вопроса отнюдь не способствовало появлению интересного материала из-под пера поэтессы. Ее будто крыльев лишили. Оставалось только заниматься переводами.
             Спустя некоторое время Алигер постигла череда бед - умерла ее старшая дочь, застрелился ее любимый человек, писатель Фадеев, а вскоре покончила с собой в состоянии депрессии их общая, младшая дочь Маргариты. Маргарита Алигер, пережив всех своих, умерла через год после гибели младшей дочери, досрочно и трагически нелепо: упала в канаву возле дачи и не смогла из неё выбраться...

 

Список литературы:

Алигер, М. Четверть века. Книга лирики / М. Алигер.- Москва :  Советский писатель,1981. – 368 с.

Алигер, М. Собрание сочинений в трех томах / М. Алигер. – Москва : Художественная литература, 1984.

Ахматова, А.А. Победа над Судьбой. Автобиографическая и мемуарная проза. Бег времени. Поэмы. /А.А. Ахматова. – Москва : Русский путь, 2005. – 512 с.

Ахматова, А.А. Лирика. Всемирная библиотека поэзии / А.А Ахматова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. – 544 с.

Ахматова, А.А. От царскосельских лип. Поэзия и проза / А.А. Ахматова. – Москва : Эксмо, 2006. – 565 с. : ил

Ахматова, А.А. Дыхание песни: Книга переводов / А.А. Ахматова. – Москва : Советская Россия, 1988. – 320 с.

Ахматова, А.А. Стихотворения и поэмы / А.А. Ахатовна. – Москва : Молодая гвардия, 1989. – 222 с.

Ахматова, А.А. Избранное / А.А. Ахматова. – Москва : АСТ, 2004. – 638 с.

Ахматова, А.А. Стихотворения и поэмы / А.А. Ахматова. – Москва : Эксмо, 2006. – 686 с.

Берггольц, Л. Собрание сочинений в 3-х томах / О. Берггольц. – Т1. – Ленинград : Художественная литература, 1972. – 288 с.

Берггольц, О. Собрание сочинений в 3-х томах. Стихотворения 1924-1941. Проза 1930-1941 / О. Берггольц. – Т.1. – Ленинград : Художественная литература, 1988. – 680 с.

Берггольц, О. Собрание сочинений в 3-х томах. Стихотворения, 1941-1953; проза 1941-1954 / О. Берггольц. – Т.2. – Ленинград : Художественная литература, 1989. – 431 с.

Берггольц, О.Ф. Прошлого – нет!: Стихи. Поэмы. Из рабочих тетрадей / О.Ф. Берггольц. -Москва : Русская книга, 1999. – 320 с.

Берггольц, О.Ф. Встреча. Дневные звезды. Часть I. Часть II. Главы, фрагменты. Письма, дневники, заметки, планы / ОФ. Берггольц. – Москва : Русская книга, 2000. – 336 с.

Воспоминая об Анне  Ахматовой : сборник. – Москва : Советский писатель, 1991. - 720 с.

Друнина, Ю. Стихотворения / Ю. Друнина. – Москва : Эксмо, 2007. – 384 с. : ил.

Друнина, Ю.В. Стихи разных лет / Ю.В. Друнина. – Москва : Современная Россия, 1988. – 336 с.

Друнина, Ю. Избранные произведения в двух томах / Ю. Друнина. – Т.1. – Москва : Художественная литература, 1981. – 384 с.

     Друнина, Ю.В. Метель  : стихи и поэмы / Ю.В.  Друнина. - М. : Советский писатель, 1988. - 159 с.

Друнина, Ю. Полынь : Стихотворения и поэмы. – Ю. Друнина. – Москва : Современник, 1989. – 336 с.

Найманов, А. Рассказы об Анне Ахматовой / А. Найманов. – Москва : Художественная литература, 1989. – 302 с.

Об Анне Ахматовой : стихи, эссе, воспоминания, письма.- Ленинград : Лениздат, 1990. – 576 с.

Павловский, А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество: книга для учителя / А.И. Павловский. – Москва : Просвещение, 1991. – 192 с.

Цурикова, Г.М. Воспоминания Ольги Берггольц / Г.М. Цурикова. – Ленинград : Лениздат, 1979. – 590 с.

 

За дополнительной информацией

обращаться по адресу:

г. Усть-Лабинск, ул. Советская, 56.

МБУК «ЦРБ МО Усть-Лабинский район»

тел.: 4-11-98

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

http://biblio-ustlabinsk.info/

Страницы в соц.сетях:

https://vk.com/biblio_ustlabinsk

www.odnoklassniki.ru/profile/559528166558

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении