Василий Васильевич Капнист — писатель и выдающийся драматург. Он родился в 1758 г. (в ряде других источников как годы его рождения указываются 1756 и 1757 г. г.) в селе Обуховка, Миргородского уезда Полтавской губернии на Украине. Детские годы Василя прошли в родовом имении Капнистов Обуховке. Воспитанием занималась мать и посещавшие Обуховку учителя и переводчики, жившие неподалёку в Нежинском греческом братстве. В пятнадцать лет Василий Васильевич приехал в Петербург и зачислился капралом в Измайловский полк; усердно посещал полковую школу, находившуюся под покровительством просвещенного А. Бибикова — «охотника до наук и особо до стихотворства». В 1772 г. Капнист перешел в Преображенский полк, где через три года получил первый офицерский чин и подружился с Державиным, но вскоре вышел в отставку.       

В начале 1782 г. он был избран в предводители дворянства миргородского уезда, а в августе того же года поступил под начальство графа А. А. Безбородка, получив должность контролера главного почтового правления. В мае 1783 г. он оставил и эту службу, уехал на родину и в январе 1785 г. был выбран киевским дворянством в губернские предводители, а через 2 года был назначен главным надзирателем Киевского шелковичного завода.  31 октября 1799 г. он был причислен к театральной дирекции и назначен на должность «по рассматриванию всех пьес и переправливании оных». В это время русский театр в Петербурге был в упадке, и в публике замечалось явное охлаждение к нему Паскаля. В 1822 г. Капнист был избран в губернские предводители дворянства Полтавской губернии.       
      Первым литературным произведением Капниста была «Ode a l’occasion de la paix conclue entre la Russie et la Porte Ottomane a Kaynardgi le 10 juillet annee 1774». Ода эта была напечатана отдельным изданием в 1775 году. С 1780 г. Капнист делается сотрудником «С. — Петербургского Вестника», в июньской книжке которого появилась «Сатира первая», заключавшая в себе резкие суждения о современной литературе и некоторых ее представителях. Сатира доставила автору известность, но возбудила неприятную полемику. Большою известностью пользовалась также «Ода на рабство», написанная в 1783 г., но напечатанная только в «Лирических сочинениях», изданных в 1806 году.  «Ода на рабство», по словам самого автора, послужила поводом к сочинению «Оды на истребление в России звания раба, Екатериною II в 15 день февраля 1786 г.».  В это время, как известно, состоялся указ, повелевающий подписываться на просьбах не «раб», а «верноподданный». Этою одою и началось сотрудничество Капниста в «Новых Ежемесячных Сочинениях» (1787 г., ч. ХV), служивших как бы продолжением «Собеседника любителей русского слова», в котором Капнист также участвовал по приглашению издателей его, кн. Е. Р. Дашковой и О. П. Козодавлева. Карамзин, ценивший в Капнисте литературный вкус и чистоту языка, также привлек его к сотрудничеству в своих изданиях: «Московском журнале» (1792 г.) и «Аонидах» (1796—1799 гг.). В позднейшее время Капнист сотрудничал в «Северном Вестнике», «Журнале древней и новой словесности», «Друге просвещения», «Отечественных Записках», «Вестнике Европы», «Трудах» московского и казанского обществ любителей словесности, которых он был почетным членом, и в «Сыне Отечества». Стихотворная деятельность Капниста выразилась преимущественно в одах, подразделяющихся на духовные, торжественные, нравоучительные, элегические, горацианские и анакреонтические. Как лирический поэт, Капнист не приобрел себе известности, хотя некоторые из его произведений очень ценились за легкий стих и временами неподдельное, хотя и не глубокое чувство.
Своею литературною известностью Капнист обязан «Ябеде». Комедия эта в первый раз появилась на сцене 22 августа 1798 г. и тогда же была напечатана.
Кроме «Ябеды», Капнисту принадлежат еще следующие драматические произведения: 
1) «Клорида и Милон», пастушеская опера в одном действии, сюжет которой взят из древне-греческой жизни. Она была в первый раз представлена 6 ноября 1800 г. и тогда же напечатана без имени автора; 
2) «Сганарель, или мнимая неверность», комедия в трех действиях, представ-ляющая собою переделку пьесы Мольера «Sganarelle, ou le cocu imaginaire». Поставлена на сцену 17 мая 1806 г.;
3) «Антигона», трагедия в пяти действиях, представленная 21 сентября 1814 г. Первая из этих пьес имела еще некоторый успех, а последние две никакого. Сам автор признавал их слабыми и впоследствии сам их осмеял эпиграммами, напечатанными в «Сыне Отечества». 
Хотя Капнист и состоял членом Российской Академии еще с 1785 г., но только в 1814 г. принял участие в ее трудах. При составлении словаря ему поручен был выбор слов из «Слова о полку Игореве» и из «Русской Правды». Благосклоннее относился он к «Беседе любителей русского слова», в которой числился почетным членом с самого ее основания (1811 г.). В «Чтениях» Беседы, кроме стихотворений, печатались и прозаические статьи Капниста.
Собрания сочинений Капниста печатались в Петербурге и выдержали три издания (1796, 1806, 1849 гг.). Последнее из них неудовлетворительно в смысле неисправности текста, но от предыдущих отличается наибольшею полнотой, хотя и не заключает в себе известной оды «На рабство», отсутствие которой объясняется цензурными соображениями того времени.
Умер В. Капнист в селе Кибинцы 28 октября (9 ноября н.с.) 1823. Похоронен в селе Обуховка.

Web–библиография:

https://www.rsl.ru  - Российская Государственная библиотека

http://nlr.ru - Российская национальная библиотека

Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении